Бывший итальянский премьер, лидер партии «Вперед, Италия» Сильвио Берлускони готов вместе с экс-канцлером Германии Ангелой Меркель выступить в качестве посредника при урегулировании конфликта на Украине.
Об инициативе Берлускони написала итальянская газета Corriere della Sera. «С Меркель я бы хотел попытаться стать посредниками, чтобы положить конец конфликту между Украиной и Россией», — цитирует издание политика, которому в конце сентября исполнится 86 лет. По его мнению, у Запада не получилось добиться своих целей путем экономического давления на Москву, которому та успешно противостоит. «Мне кажется, что он (Владимир Путин. — Авт.) абсолютно способен противостоять санкциям и ограничению цены на газ», — заключил Берлускони.
Что касается Меркель, то ранее о ее возможном посредничестве в российско-украинском конфликте заявлял посол Украины в Германии Андрей Мельник. «Ангела Меркель — одна из очень, очень немногих личностей, которые слишком хорошо знают Путина. Пожалуй, даже единственный в мире!» — сказал дипломат в интервью журналу Der Spiegel. По его мнению, российский президент по-прежнему относится к ней с уважением.
«Это шанс для Европы»
«Эта идея может быть перспективной, — сказал в беседе с aif.ru политолог, доцент кафедры политической теории МГИМО МИД Кирилл Коктыш. — Все-таки и Берлускони, и Меркель — политические тяжеловесы, хотя оба они и на пенсии. На мой взгляд, это шанс для Европы стать субъектом, а не объектом мировой политики, потому что до сих пор она говорила исключительно с голоса Вашингтона. А Боррель, как глава европейской дипломатии, себя дискредитировал абсолютно — начиная со скандального заявления на глобальном форуме о том, что "Запад был и остается властелином мира”, и заканчивая его недавней характеристикой России как "фашистской страны”».
Берлускони не просто известный политик, он, как и Меркель, представляет одну из стран—основателей Евросоюза (Франция, Германия и Италия), напоминает эксперт: «И Меркель, и Берлускони могли бы стать весомыми фигурами, способными перехватить контроль над Украиной из рук США».
По мнению Коктыша, участию Берлускони в переговорах по Украине не должна помешать его репутация «друга Путина», которой он пользуется наряду с другим известным политиком, немецким экс-канцлером Герхардом Шредером. «У Берлускони репутация именно политического деятеля, а не политического актера. Политический актер — это тот, кто должен за политическую кампанию режиссеру. А политический деятель — тот, кто ведет кампанию на свои средства. Естественно, что политика, твердо стоящего на ногах, финансово состоятельного, многие пытаются шельмовать, обвинять в связях с кем угодно».
При этом стоит заметить, что вскоре после начала российской спецоперации Берлускони не стал оправдывать действия Москвы. «Я не могу и не хочу скрывать тот факт, что я глубоко разочарован и расстроен поведением Владимира Путина, который взял на себя очень серьезную ответственность перед миром», — сказал тогда итальянский политик на съезде своей партии. При этом он не преминул напомнить, что «знает Путина двадцать лет».
Свои теплые отношения политики до этого особо никогда не скрывали. Они регулярно обменивались визитами, и даже после отставки Берлускони не раз бывал в гостях у российского президента, называя его «единственным выдающимся лидером на современной международной арене». Они встречались на вилле Берлускони на Сардинии, вместе рыбачили на Алтае. А в 2015 году Путин принимал Берлускони в Крыму, и для итальянца тот визит стал своего рода вызовом европейскому общественному мнению, ведь Запад не признает полуостров российской территорией.
Узкий круг миротворцев
Остаётся открытым вопрос, согласится ли на предложение итальянского коллеги Ангела Меркель. До сих пор экс-канцлер предпочитала держаться в стороне от разразившейся в российско-европейских отношениях бури, хотя в самом начале спецоперации тоже осудила действия Москвы. «Меркель вряд ли будет против. Я думаю, она сама пребывает в некотором ужасе от того, что с ее наследством делает Шольц. Так что цель привлечь ее к переговорам вполне достижимая», — полагает Кирилл Коктыш.
Стоит заметить, что до Берлускони желание усадить стороны за стол переговоров активно выражал турецкий президент Реджеп Эрдоган. Он не раз обсуждал российско-украинский конфликт на встречах с Владимиром Путиным, а в августе летал во Львов на переговоры к президенту Украины Владимиру Зеленскому. Впрочем, о сколько-нибудь значимых результатах миротворческих усилий г-на Эрдогана широкой общественности ничего не известно (если не считать заключенную при участии Анкары «зерновую сделку»).
В любом случае, переговорщиком может стать исключительно политик с именем, уверен Кирилл Коктыш. «В условиях сегодняшнего измельчания политического класса я даже не вижу в Европе других имен, кроме Меркель и Берлускони, которые способны осуществить эту миссию. А за пределами ЕС, это действительно может быть только Эрдоган», — считает политолог.