Найти тему
Сергей Мишенёв

Фехтование в кино. Немного о наболевшем.

Бывает так, что режиссер, сталкиваясь в процессе работы над фильмом или спектаклем с фехтовальной сценой, берет, и «выбрасывает» ее из произведения. При этом, у такого режиссера найдется немало уважительных причин чтобы оправдать свое оригинальное решение. Тут и собственное режиссерское видение, и поиск актуальности, и «борьба с устаревшим шаблоном» и конечно, главный аргумент, который мне лично приходилось слышать не один раз от самых маститых мэтров: «спектакль (фильм) не об этом».

Для меня лично ни один из этих аргументов не является хоть сколько-нибудь значимым. Да что я. Вот, профессор Галина Викторовна Морозова, еще в 1970 году написала: «В иных театрах свое неумение ставить и исполнять сцены боя пытаются оправдать определенными принципами: не следует, дескать, придавать сценам боя слишком большого значения, привлекать к ним интерес зрителя (который для убедительности квалифицируют как “нездоровый”) и т.д. Пользуясь этой удобной теорией, многие театры находят радикальный выход из положения в том, что выносят сцены боя за кулисы. Зритель слышит шум боя, видит реакцию находящихся на сцене “свидетелей” и, руководствуясь их комментариями, должен сам, силой своего воображения, нарисовать себе картину битвы».

Учебник Галины Викторовны Сценический бой. 1970.
Учебник Галины Викторовны Сценический бой. 1970.

Но, к чему это я. А к тому, что иногда, бывает лучше вовсе убрать фехтовальную сцену, чем вставлять в произведение эпизод, насыщенный низкопробной самодеятельностью и откровенными историческими нелепостями.

Примеров подобных эпизодов, которые своим неадекватностью буквально «топят» тот или фильм или спектакль довольно много. В истории кино можно найти целые десятилетия, во время которых, постановщики фехтовальных сцен словно бы соревновались друг с другом в дилетантизме и скучной отсебятине. Однако, далекое прошлое можно понять; литературы не было, дисциплина практически не прогрессировала, уровень зрелищной культуры в целом оставался низким, зрительские потребности в этой области были весьма скромными… Но что может оправдать воинствующий дилетантизм доморощенных специалистов сегодняшнего дня?

Я это к чему. Год 2022. То есть совсем наши дни. На отечественный экран выходит сериал «Операция Валькирия». И ведь это не очередная ментовская эпопея или якобы смешная комедия, а произведение серьезное, с интересным сюжетом, талантливыми актерами и авторитетным режиссером.

А вообще - замечательная работа.
А вообще - замечательная работа.

Режиссер – Дмитрий Петрунь, автор таких известных работ как «Воскресенский» и «Офицерские жены» не в первый раз берется за историческую тематику «Режиссер хорошо разбирается в исторических вопросах, он постарался сделать сериал максимально приближенным к реальности» пишет сайт twernevs.ru.

А особый колорит произведению придает тот факт, что главный герой Владимир Громов, в исполнении Алексея Чадова, является, по совместительству, тренером по фехтованию. И вот этот тренер, в пионерлагере Артек, организует секцию фехтования. И на первое же занятие приносит фехтовальное оружие. «А можно мне саблю подержать?» вопрошает пионер Женя с прической юного Элвиса. На что тренер по фехтованию снисходительно усмехается и поправляет будущего мушкетера: «это рапира».

Тренер прав. Это не сабля. Но непоправимую пикантность ситуации придает тот факт, что это и не рапира. Тренер привез обычные спортивные шпаги.

Как говорится, занавес.

"Это не сабля а рапира". Но на самом деле это типичная, ничем не прикрытая в своей очевидности шпага.
"Это не сабля а рапира". Но на самом деле это типичная, ничем не прикрытая в своей очевидности шпага.

Я даже не знаю с чем сравнить масштаб такого ляпа. Это все равно что шашки назвать шахматами, лыжи санками, велосипед мотоциклом и так далее.

Ситуация достигает масштабов гротеска, когда на звон клинков примчала строгая женщина в сопровождении приличного высокого мужчины. Еще издали, парочка принялась озабоченно кричать: «Стойте! Что вы делаете» Отойдите от ребенка!» Их бурная реакция была бы вполне уместна если бы рядом с детьми оказался пожилой лысеющий субъект в длинном пальто. Но нет: вот дети, вот тренер, вот пионервожатая Зоя, которая как-раз присматривает за детьми…

И вот кульминация, во время которой уже не понятно, где искрометный юмор, а где высокая драма:

Строгая женщина указывает на шпагу и обращается к пионеру с прической Элвиса: «Женя, отдай саблю». Однако, мальчик, как видно, все схватывает на лету, а потому уверенно отвечает: «Это рапира». Но и женщину не так просто сбить с толку. «Тем более» отвечает она, ни на секунду не утратив самообладания…

Я отдаю себе отчет в том, что существует огромное количество зрителей, которые не способны отличить саблю от шпаги или рапиры. Например, такова моя мама. Но моя мама не претендует на то, чтобы ставить фехтовальные сцены в кино. И вообще, по моему глубокому убеждению, факт наличия непосвященных зрителей, не дает права так называемым постановщикам, выражаясь простым языком, гнать откровенную, ничем не прикрытую пургу.

Тысяча чертей, воскликнул бы д`Артаньян! Это ведь совсем нетрудно, просто заглянуть в интернет и уточнить как выглядят три вида олимпийского оружия. Но нет, наш постановщик, видимо, знает лучше. А режиссер уверен, что ему, специалисту фехтмейстеру, можно всецело доверять.

Ну так вот. После пассажа про «не сабли а рапиры», я стал ждать предстоящей фехтовальной сцены, которая, по всем законам жанра, должна была выстрелить чеховским ружьем по искусству постановочного фехтования. Мои ожидания очень скоро увенчались успехом – фехтовальная сцена подоспела в нужном месте в нужное время, ознаменовав знакомство героя и героини (Мария Александрова).

Восхитительная Мария Александрова, покорная воле постановщика готовится "извлечь шпагу из ножен" в стиле XIX века.
Восхитительная Мария Александрова, покорная воле постановщика готовится "извлечь шпагу из ножен" в стиле XIX века.

Но это, как говорится, совсем другая история.

Разбор фехтовальной сцены сериала «Операция Валькирия» впереди.

А пока, воспользуюсь случаем, и приглашаю моих читателей в Дом Офицеров на Гала-концерт артистического фехтования.
Гала-концерт состоится 19 сентября, начало в 19.00.

Билеты на Кассир.ру, Яндекс.афиша и Kudago