Бывает так, что режиссер, сталкиваясь в процессе работы над фильмом или спектаклем с фехтовальной сценой, берет, и «выбрасывает» ее из произведения. При этом, у такого режиссера найдется немало уважительных причин чтобы оправдать свое оригинальное решение. Тут и собственное режиссерское видение, и поиск актуальности, и «борьба с устаревшим шаблоном» и конечно, главный аргумент, который мне лично приходилось слышать не один раз от самых маститых мэтров: «спектакль (фильм) не об этом».
Для меня лично ни один из этих аргументов не является хоть сколько-нибудь значимым. Да что я. Вот, профессор Галина Викторовна Морозова, еще в 1970 году написала: «В иных театрах свое неумение ставить и исполнять сцены боя пытаются оправдать определенными принципами: не следует, дескать, придавать сценам боя слишком большого значения, привлекать к ним интерес зрителя (который для убедительности квалифицируют как “нездоровый”) и т.д. Пользуясь этой удобной теорией, многие театры находят радикальный выход из положения в том, что выносят сцены боя за кулисы. Зритель слышит шум боя, видит реакцию находящихся на сцене “свидетелей” и, руководствуясь их комментариями, должен сам, силой своего воображения, нарисовать себе картину битвы».
Но, к чему это я. А к тому, что иногда, бывает лучше вовсе убрать фехтовальную сцену, чем вставлять в произведение эпизод, насыщенный низкопробной самодеятельностью и откровенными историческими нелепостями.
Примеров подобных эпизодов, которые своим неадекватностью буквально «топят» тот или фильм или спектакль довольно много. В истории кино можно найти целые десятилетия, во время которых, постановщики фехтовальных сцен словно бы соревновались друг с другом в дилетантизме и скучной отсебятине. Однако, далекое прошлое можно понять; литературы не было, дисциплина практически не прогрессировала, уровень зрелищной культуры в целом оставался низким, зрительские потребности в этой области были весьма скромными… Но что может оправдать воинствующий дилетантизм доморощенных специалистов сегодняшнего дня?
Я это к чему. Год 2022. То есть совсем наши дни. На отечественный экран выходит сериал «Операция Валькирия». И ведь это не очередная ментовская эпопея или якобы смешная комедия, а произведение серьезное, с интересным сюжетом, талантливыми актерами и авторитетным режиссером.
Режиссер – Дмитрий Петрунь, автор таких известных работ как «Воскресенский» и «Офицерские жены» не в первый раз берется за историческую тематику «Режиссер хорошо разбирается в исторических вопросах, он постарался сделать сериал максимально приближенным к реальности» пишет сайт twernevs.ru.
А особый колорит произведению придает тот факт, что главный герой Владимир Громов, в исполнении Алексея Чадова, является, по совместительству, тренером по фехтованию. И вот этот тренер, в пионерлагере Артек, организует секцию фехтования. И на первое же занятие приносит фехтовальное оружие. «А можно мне саблю подержать?» вопрошает пионер Женя с прической юного Элвиса. На что тренер по фехтованию снисходительно усмехается и поправляет будущего мушкетера: «это рапира».
Тренер прав. Это не сабля. Но непоправимую пикантность ситуации придает тот факт, что это и не рапира. Тренер привез обычные спортивные шпаги.
Как говорится, занавес.
Я даже не знаю с чем сравнить масштаб такого ляпа. Это все равно что шашки назвать шахматами, лыжи санками, велосипед мотоциклом и так далее.
Ситуация достигает масштабов гротеска, когда на звон клинков примчала строгая женщина в сопровождении приличного высокого мужчины. Еще издали, парочка принялась озабоченно кричать: «Стойте! Что вы делаете» Отойдите от ребенка!» Их бурная реакция была бы вполне уместна если бы рядом с детьми оказался пожилой лысеющий субъект в длинном пальто. Но нет: вот дети, вот тренер, вот пионервожатая Зоя, которая как-раз присматривает за детьми…
И вот кульминация, во время которой уже не понятно, где искрометный юмор, а где высокая драма:
Строгая женщина указывает на шпагу и обращается к пионеру с прической Элвиса: «Женя, отдай саблю». Однако, мальчик, как видно, все схватывает на лету, а потому уверенно отвечает: «Это рапира». Но и женщину не так просто сбить с толку. «Тем более» отвечает она, ни на секунду не утратив самообладания…
Я отдаю себе отчет в том, что существует огромное количество зрителей, которые не способны отличить саблю от шпаги или рапиры. Например, такова моя мама. Но моя мама не претендует на то, чтобы ставить фехтовальные сцены в кино. И вообще, по моему глубокому убеждению, факт наличия непосвященных зрителей, не дает права так называемым постановщикам, выражаясь простым языком, гнать откровенную, ничем не прикрытую пургу.
Тысяча чертей, воскликнул бы д`Артаньян! Это ведь совсем нетрудно, просто заглянуть в интернет и уточнить как выглядят три вида олимпийского оружия. Но нет, наш постановщик, видимо, знает лучше. А режиссер уверен, что ему, специалисту фехтмейстеру, можно всецело доверять.
Ну так вот. После пассажа про «не сабли а рапиры», я стал ждать предстоящей фехтовальной сцены, которая, по всем законам жанра, должна была выстрелить чеховским ружьем по искусству постановочного фехтования. Мои ожидания очень скоро увенчались успехом – фехтовальная сцена подоспела в нужном месте в нужное время, ознаменовав знакомство героя и героини (Мария Александрова).
Но это, как говорится, совсем другая история.
Разбор фехтовальной сцены сериала «Операция Валькирия» впереди.
А пока, воспользуюсь случаем, и приглашаю моих читателей в Дом Офицеров на Гала-концерт артистического фехтования.
Гала-концерт состоится 19 сентября, начало в 19.00.
Билеты на Кассир.ру, Яндекс.афиша и Kudago