Найти в Дзене
Авиация небо самолеты

Звезда Героя за номером семь

5 мая 1903 года, в селе Каменка Балаковского уезда Саратовской губернии родился Иван Васильевич Доронин — один из первых Героев Советского Союза, участник эпопеи спасения челюскинцев. Отец Ивана рано ушел из жизни, мать после не­скольких лет вдовства снова вышла замуж. От­чим пасынка не баловал, нагружал его разной крестьянской работой, а потому учиться в школе Ивану при­ходилось урывками. О детстве своем Доронин рассказывал так: — Силой меня природа не оби­дела. Читать, писать научили. А вот на поезде и на пароходе не ездил до шестнадцати лет. Но зато, когда пое­хал — жизнь моя повернулась... Окончив сельскую школу и пре­одолев сопротивление отчима, Иван уехал в уездный город Балаково, чтобы продолжить образование а, получив аттестат, перебрался в Пи­тер, поступил на ускоренные курсы флотских техников. Летом 1921 года он уже плавал на миноносце «Уссуриец» Балтийского флота, а осенью поступил в военно-морское училище. Впрочем, моряком Доронин пробыл недолго, весной 1924 года его отко­м

5 мая 1903 года, в селе Каменка Балаковского уезда Саратовской губернии родился Иван Васильевич Доронин — один из первых Героев Советского Союза, участник эпопеи спасения челюскинцев.

Отец Ивана рано ушел из жизни, мать после не­скольких лет вдовства снова вышла замуж. От­чим пасынка не баловал, нагружал его разной крестьянской работой, а потому учиться в школе Ивану при­ходилось урывками. О детстве своем Доронин рассказывал так:

— Силой меня природа не оби­дела. Читать, писать научили. А вот на поезде и на пароходе не ездил до шестнадцати лет. Но зато, когда пое­хал — жизнь моя повернулась...

Окончив сельскую школу и пре­одолев сопротивление отчима, Иван уехал в уездный город Балаково, чтобы продолжить образование а, получив аттестат, перебрался в Пи­тер, поступил на ускоренные курсы флотских техников. Летом 1921 года он уже плавал на миноносце «Уссуриец» Балтийского флота, а осенью поступил в военно-морское училище. Впрочем, моряком Доронин пробыл недолго, весной 1924 года его отко­мандировали в Егорьевскую школу авиации Рабоче-крестьянского Крас­ного Воздушного Флота. Располага­лась она в бывшем монастыре, там же находилось общежитие. В каждой келье жили два-три курсанта. Учить­ся на летчика было интересно, хотя и трудно. Сказывалась слабая школь­ная подготовка, особенно нелегко давались аэродинамика, механика, сопротивление материалов. Изучали курсанты и метеорологию.

К осени 1924 года школа была перебазирована в Ленинград и слита с такой же школой, переведенной из Киева. Но до практических полетов там дело не дошло. Даже «рулежку», которую курсанты отрабатывали на Комендантском аэродроме, не уда­лось довести до конца. Единственный аэроплан, предоставленный в распо­ряжение школы, курсанты разбили.

Доронина перевели в Высшую школу красных морских летчиков в Севастополе, которую он и окончил с отличием.

-2

После увольнения из армии До­ронина зачислили пилотом общества «Добролет», он попал в экипаж про­славленного к тому времени летчика Б.Г. Чухновского, летал с ним вторым пилотом, обслуживая суда Карской экспедиции. В ноябре 1930 года пилота Доронина перевели в рас­поряжение начальника Восточно- Сибирского управления ГВФ. Там он работал пилотом на авиатрассе Ир­кутск — Якутск.

В 1932 году начались изыскания авиатрассы из Якутска на Колыму. В марте 1933 года выполнить полет по этой трассе попытался опытный летчик В.Л. Галышев, однако ему уда­лось долететь только до Оймякона. В июне 1933 года Доронин и бортмеханик А. Дараган продолжили трассу до Среднекана. Летели они через Верхоянский хребет, над не­знакомой местностью, кругом горы, а карты были весьма условны. На об­ратный путь из Среднекана самолет за неимением лучшего пришлось за­править низкосортным горючим, от детонации которого чуть не закли­нило мотор.

За безупречное выполнение этого перелета весь экипаж был награжден грамотами, а Доронину даже вручи­ли охотничье ружье. На серебряной пластине, прикрепленной к его при­кладу, было выгравировано: «За пер­вый исторический перелет». За лето 1933 года Доронин выполнил еще три рейса до Среднекана, установив, таким образом, регулярную воздуш­ную связь с Колымой. «Крепкий, как дуб», — так отзывались сослуживцы о Доронине, потому что именно бога­тырское здоровье помогало летчику выполнять эти сложнейшие полеты.

13 февраля 1934 года в Чукотском море затонул пароход «Челюскин». Более ста человек высадились на лед. К моменту начала челюскинской эпопеи И.В. Доронину исполнилось тридцать лет, он уже имел большой летный стаж и безаварийный налет в триста тысяч километров. Неуди­вительно, что вместе с ветераном якутской авиации В.Л. Талышевым Доронин был включен в состав спа­сательной экспедиции.

1 марта 1934 года Иван Василье­вич с двумя механиками отправился во Владивосток, чтобы там присое­диниться к отряду Н.П. Каманина и вместе отплыть на Чукотку. Однако из Москвы поступило распоряжение сгрузить в Хабаровске самолеты, пе­ревозившиеся по железной дороге, и лететь на Чукотку самостоятельно. В Хабаровске к ним присоединился со своим самолетом экипаж Михаи­ла Водопьянова. Так сформировалась группа летчиков: Талышев с Дорони­ным на «юнкерсах» и Водопьянов на отечественном самолете Р-5. Руково­дителем перелета избрали Талышева, как самого старшего и опытного по­лярного летчика.

-3

Из четырех авиационных групп, привлеченных к спасению челюскин­цев, хабаровскому отряду пришлось преодолеть наиболее длинный воз­душный путь до Ванкарема — око­ло пяти тысяч километров. На этом трудном и долгом пути летчики на себе испытали все капризы северной погоды. В бухте Нагаево из-за пур­ги пришлось задержаться на пять суток. На базе Каменской посадоч­ную площадку сильно занесло сне­гом, и кому-то нужно было рискнуть сесть первым, чтобы обеспечить без­опасную посадку остальным. Первым приземлился Доронин, но повредил самолет. Выскочив из машины, он и механики легли на лед, изобразив за­прещающий знак. Благодаря этому, Галышев и Водопьянов совершили удачную посадку в километре от того места. Общими усилиями они заме­нили стойки шасси, но началась пур­га, которая продолжалась несколько суток. Жили в фюзеляжах самолетов, постоянно откапывая их из-под сне­га. Только 4 апреля им удалось пере­лететь в Анадырь, где из-за погоды просидели еще шесть суток. Таким образом, из 24 суток, прошедших после старта из Хабаровска, 16 ушло на ожидание погоды.

Из Анадыря группа вылетела только 11 апреля. Водопьянов с До­рониным решили двигаться напря­мую через Ванкаремский хребет, где в зимних условиях самолеты еще никогда не летали. Так было вдвое короче. Первым вылетел Доронин и в тридцатипятиградусный мороз успешно преодолел хребет, долетел до побережья у Ванкарема. Оттуда Иван Васильевич сразу вылетел к ле­довому лагерю челюскинцев.

Доронин заметил дым от сигналь­ного костра километров за десять. Благополучно сел на ледовом аэро­дроме, взял на борт четырех челю­скинцев и пошел на взлет. Внезапно у самолета подломилась стойка шас­си, поврежденная еще в Каменском. С помощью зимовщиков удалось ее отремонтировать, но, чтобы не пере­гружать самолет, пришлось взять на борт всего двух человек.

Больше Доронину слетать в ледо­вый лагерь не удалось, он был занят тем, что перевозил спасенных челю­скинцев из Ванкарема в Уэлен и бух­ту Провидения. Всего он совершил семь таких рейсов и перевез трид­цать человек.

20 апреля 1934 года И.В. Доронин в числе семи летчиков, принимавших участие в спасении челюскинцев, был удостоен звания Герой Советского Союза, а после учреждения медали «Золотая Звезда», ему была вручена эта награда за номером семь.

В июне 1934 года Иван Доронин был назначен командиром звена об­разованного в Иркутске гидроавиа­отряда, но проработал там недолго. В январе 1935 года он был зачислен слушателем воздушно-технического факультета Военно-Воздушной ин­женерной академии РККА им. Жу­ковского, стал военным авиацион­ным инженером.

Дальнейшую службу И.В. До­ронин проходил на одном из мо­сковских авиазаводов, возглавлял летно-испытательную станцию.

Когда началась война, Доронина на­правили в мастерские на Ходынском поле, где был организован ремонт самолетов. Работали там, в основ­ном, мальчишки — выпускники ре­месленных училищ. Эти молодые ребята под руководством своего про­славленного наставника возвращали в строй транспортные самолеты. По­том Доронина перевели начальни­ком летно-испытательной станции на авиазавод в Химках, выпускавший конструктивно сложные истребите­ли А.С. Яковлева. Они требовали тща­тельных испытаний и доводок, и от­ветственность за их боеготовность нес Иван Васильевич Доронин.

В 1947 году полковник И.В. До­ронин по болезни вышел в отставку. Пять послевоенных лет он еще про­работал на авиазаводе, отдавая свои навыки, опыт, знания, силы новой авиации. Работал, как авиационный мотор — до полного износа.

Судьба оказалась несправедлива к этому человеку. Имея высшее об­разование, пять орденов, Доронин даже не получил генеральского зва­ния. Улицы в Москве именами пер­вых Героев Советского Союза были названы еще в 1936 году, но Доро­нина удостоили этой чести лишь в 1964-м, через тринадцать лет после смерти. Скончался Иван Василье­вич 2 февраля 1951 года в возрасте 48 лет и был похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Владимир Шитов журнал "Гражданская авиация" 2013 год

-4