5 мая 1903 года, в селе Каменка Балаковского уезда Саратовской губернии родился Иван Васильевич Доронин — один из первых Героев Советского Союза, участник эпопеи спасения челюскинцев.
Отец Ивана рано ушел из жизни, мать после нескольких лет вдовства снова вышла замуж. Отчим пасынка не баловал, нагружал его разной крестьянской работой, а потому учиться в школе Ивану приходилось урывками. О детстве своем Доронин рассказывал так:
— Силой меня природа не обидела. Читать, писать научили. А вот на поезде и на пароходе не ездил до шестнадцати лет. Но зато, когда поехал — жизнь моя повернулась...
Окончив сельскую школу и преодолев сопротивление отчима, Иван уехал в уездный город Балаково, чтобы продолжить образование а, получив аттестат, перебрался в Питер, поступил на ускоренные курсы флотских техников. Летом 1921 года он уже плавал на миноносце «Уссуриец» Балтийского флота, а осенью поступил в военно-морское училище. Впрочем, моряком Доронин пробыл недолго, весной 1924 года его откомандировали в Егорьевскую школу авиации Рабоче-крестьянского Красного Воздушного Флота. Располагалась она в бывшем монастыре, там же находилось общежитие. В каждой келье жили два-три курсанта. Учиться на летчика было интересно, хотя и трудно. Сказывалась слабая школьная подготовка, особенно нелегко давались аэродинамика, механика, сопротивление материалов. Изучали курсанты и метеорологию.
К осени 1924 года школа была перебазирована в Ленинград и слита с такой же школой, переведенной из Киева. Но до практических полетов там дело не дошло. Даже «рулежку», которую курсанты отрабатывали на Комендантском аэродроме, не удалось довести до конца. Единственный аэроплан, предоставленный в распоряжение школы, курсанты разбили.
Доронина перевели в Высшую школу красных морских летчиков в Севастополе, которую он и окончил с отличием.
После увольнения из армии Доронина зачислили пилотом общества «Добролет», он попал в экипаж прославленного к тому времени летчика Б.Г. Чухновского, летал с ним вторым пилотом, обслуживая суда Карской экспедиции. В ноябре 1930 года пилота Доронина перевели в распоряжение начальника Восточно- Сибирского управления ГВФ. Там он работал пилотом на авиатрассе Иркутск — Якутск.
В 1932 году начались изыскания авиатрассы из Якутска на Колыму. В марте 1933 года выполнить полет по этой трассе попытался опытный летчик В.Л. Галышев, однако ему удалось долететь только до Оймякона. В июне 1933 года Доронин и бортмеханик А. Дараган продолжили трассу до Среднекана. Летели они через Верхоянский хребет, над незнакомой местностью, кругом горы, а карты были весьма условны. На обратный путь из Среднекана самолет за неимением лучшего пришлось заправить низкосортным горючим, от детонации которого чуть не заклинило мотор.
За безупречное выполнение этого перелета весь экипаж был награжден грамотами, а Доронину даже вручили охотничье ружье. На серебряной пластине, прикрепленной к его прикладу, было выгравировано: «За первый исторический перелет». За лето 1933 года Доронин выполнил еще три рейса до Среднекана, установив, таким образом, регулярную воздушную связь с Колымой. «Крепкий, как дуб», — так отзывались сослуживцы о Доронине, потому что именно богатырское здоровье помогало летчику выполнять эти сложнейшие полеты.
13 февраля 1934 года в Чукотском море затонул пароход «Челюскин». Более ста человек высадились на лед. К моменту начала челюскинской эпопеи И.В. Доронину исполнилось тридцать лет, он уже имел большой летный стаж и безаварийный налет в триста тысяч километров. Неудивительно, что вместе с ветераном якутской авиации В.Л. Талышевым Доронин был включен в состав спасательной экспедиции.
1 марта 1934 года Иван Васильевич с двумя механиками отправился во Владивосток, чтобы там присоединиться к отряду Н.П. Каманина и вместе отплыть на Чукотку. Однако из Москвы поступило распоряжение сгрузить в Хабаровске самолеты, перевозившиеся по железной дороге, и лететь на Чукотку самостоятельно. В Хабаровске к ним присоединился со своим самолетом экипаж Михаила Водопьянова. Так сформировалась группа летчиков: Талышев с Дорониным на «юнкерсах» и Водопьянов на отечественном самолете Р-5. Руководителем перелета избрали Талышева, как самого старшего и опытного полярного летчика.
Из четырех авиационных групп, привлеченных к спасению челюскинцев, хабаровскому отряду пришлось преодолеть наиболее длинный воздушный путь до Ванкарема — около пяти тысяч километров. На этом трудном и долгом пути летчики на себе испытали все капризы северной погоды. В бухте Нагаево из-за пурги пришлось задержаться на пять суток. На базе Каменской посадочную площадку сильно занесло снегом, и кому-то нужно было рискнуть сесть первым, чтобы обеспечить безопасную посадку остальным. Первым приземлился Доронин, но повредил самолет. Выскочив из машины, он и механики легли на лед, изобразив запрещающий знак. Благодаря этому, Галышев и Водопьянов совершили удачную посадку в километре от того места. Общими усилиями они заменили стойки шасси, но началась пурга, которая продолжалась несколько суток. Жили в фюзеляжах самолетов, постоянно откапывая их из-под снега. Только 4 апреля им удалось перелететь в Анадырь, где из-за погоды просидели еще шесть суток. Таким образом, из 24 суток, прошедших после старта из Хабаровска, 16 ушло на ожидание погоды.
Из Анадыря группа вылетела только 11 апреля. Водопьянов с Дорониным решили двигаться напрямую через Ванкаремский хребет, где в зимних условиях самолеты еще никогда не летали. Так было вдвое короче. Первым вылетел Доронин и в тридцатипятиградусный мороз успешно преодолел хребет, долетел до побережья у Ванкарема. Оттуда Иван Васильевич сразу вылетел к ледовому лагерю челюскинцев.
Доронин заметил дым от сигнального костра километров за десять. Благополучно сел на ледовом аэродроме, взял на борт четырех челюскинцев и пошел на взлет. Внезапно у самолета подломилась стойка шасси, поврежденная еще в Каменском. С помощью зимовщиков удалось ее отремонтировать, но, чтобы не перегружать самолет, пришлось взять на борт всего двух человек.
Больше Доронину слетать в ледовый лагерь не удалось, он был занят тем, что перевозил спасенных челюскинцев из Ванкарема в Уэлен и бухту Провидения. Всего он совершил семь таких рейсов и перевез тридцать человек.
20 апреля 1934 года И.В. Доронин в числе семи летчиков, принимавших участие в спасении челюскинцев, был удостоен звания Герой Советского Союза, а после учреждения медали «Золотая Звезда», ему была вручена эта награда за номером семь.
В июне 1934 года Иван Доронин был назначен командиром звена образованного в Иркутске гидроавиаотряда, но проработал там недолго. В январе 1935 года он был зачислен слушателем воздушно-технического факультета Военно-Воздушной инженерной академии РККА им. Жуковского, стал военным авиационным инженером.
Дальнейшую службу И.В. Доронин проходил на одном из московских авиазаводов, возглавлял летно-испытательную станцию.
Когда началась война, Доронина направили в мастерские на Ходынском поле, где был организован ремонт самолетов. Работали там, в основном, мальчишки — выпускники ремесленных училищ. Эти молодые ребята под руководством своего прославленного наставника возвращали в строй транспортные самолеты. Потом Доронина перевели начальником летно-испытательной станции на авиазавод в Химках, выпускавший конструктивно сложные истребители А.С. Яковлева. Они требовали тщательных испытаний и доводок, и ответственность за их боеготовность нес Иван Васильевич Доронин.
В 1947 году полковник И.В. Доронин по болезни вышел в отставку. Пять послевоенных лет он еще проработал на авиазаводе, отдавая свои навыки, опыт, знания, силы новой авиации. Работал, как авиационный мотор — до полного износа.
Судьба оказалась несправедлива к этому человеку. Имея высшее образование, пять орденов, Доронин даже не получил генеральского звания. Улицы в Москве именами первых Героев Советского Союза были названы еще в 1936 году, но Доронина удостоили этой чести лишь в 1964-м, через тринадцать лет после смерти. Скончался Иван Васильевич 2 февраля 1951 года в возрасте 48 лет и был похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.
Владимир Шитов журнал "Гражданская авиация" 2013 год