Каталог канала /Каталог курса
Продолжаем разбираться в терминологии. Сегодня наше задание будет связано с таким понятием как Саспенс.
Саспенс – это состояние тревожного ожидания, беспокойства. Прием, который используют в фильмах для создания напряженной атмосферы.
Термин происходит от английского слова suspense, что переводится как «неопределенность».
Итак, Задание :
Напишите отрывок ( диалог, рассказ...форма любая). по следующей структуре :
1. Опасность : о которой знает читатель, но не знают персонажи ( убийца, что притаился за дверью квартиры в которую торопиться персонаж; заложенная бомба; разоблачительный конверт, что отправлен собеседнику персонажа....)
2. Действия персонажа ( диалог, направление движения, размышления...)
3. Разрешение ситуации
Теория :
Прием довольно распространенный, вот некоторые примеры применения :
Братья Люмьер в фильме «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота»: Беспокойство у зрителей вызвало само изображение поезда: они думали, что состав вот-вот окажется прямо в зале.
В начале XX века, режиссер Дэвид Уорк Гриффит достигал эффекта напряженности благодаря особому построению сюжета: Герои Гриффита были близки к гибели, но в последний момент спасались. А зрители переживали, так как не знали — выживут персонажи или нет.
Альфред Хичкок: Для напряжение добавлял в фильм тревожную музыку, звуки дыхания, тиканья часов, биения сердца, пользовался и операторскими приемами : неожиданным углом съемки, акцентом на деталях, эффектом «подглядывающей» камеры.(источник)
Существует два основных типа саспенса(источник):
- Закрытый саспенс – когда и герой и зритель знают об опасности, но не знают, откуда она придет.
- Открытый саспенс – когда зритель знает, что герою грозит опасность и откуда она придет, а герой об этом не подозревает.
Пример открытого : эпизод из фильма Хичкока «Саботаж». В картине мальчик везет в автобусе коробки с кинопленкой, не подозревая, что в них бомба. Он должен был доставить посылку еще в 13:30, но опаздывает. Из сюжета картины публика знает, что в 13:45 бомба взорвется. Чтобы заставить зрителей бояться, Хичкок добавил в эпизод тревожную музыку, несколько раз крупным планом показал часы.
В своей книге «Кино между адом и раем» Александр Митта уделяет достаточно много внимания вопросу формирования у зрителя саспенса. (источник) Обозначим основные моменты формирования с-са:
Читательская симпатия: Читатель никогда не будет испытывать беспокойства и тревожного ожидания по отношению к герою, если этот самый герой ему не симпатичен. Мы так устроены, что сопереживаем только тем, кто нам нравится. Поэтому к созданию эффекта саспенса автор должен готовиться еще на стадии разработки плана произведения. Ему нужно придумать такого героя и такие обстоятельства, в которых читательская симпатия к персонажу наберет наибольший градус.
нет симпатии к главному герою – нет саспенса.
Драматические ситуации: Путь к саспенсу лежит сквозь череду драматических ситуаций. Чтобы история получилась действительно интересной, герой по ходу сюжета должен попадать в безвыходные положения, требующие от него мобилизации всех его физических и моральных сил, проявления лучших качеств. Именно когда главный герой сражается с могущественным антагонистом или с непреодолимыми внешними обстоятельствами, читатель проникается к нему симпатией, начинает сопереживать. Конечно, при условии, что цель, которую преследует главный герой, для читателя близка и понятна.
Далее используем следующий прием:
автор намеренно сообщает или показывает читателю смертельную опасность, которая подстерегает главного героя, а затем хладнокровно ведет его прямо в расставленный капкан.
Зритель, знающий наперед о грозящей герою смертельной опасности, испытывает саспенс, так как находится именно в том состоянии тревожного ожидания и беспокойства за судьбу небезразличного ему персонажа. Все кажется довольно просто, но на практике создание подобной ситуации требует значительных усилий
Эффект удивления. Возникает когда ни главный герой, ни читатель не знают о надвигающейся смертельной опасности. Событие происходит неожиданно и вызывает у читателя кратковременную шоковую вспышку – эффект удивления. Например, в фильмах ужасов в момент, который вроде бы ничего страшного не предвещает, на героя из-за угла неожиданно кто-то бросается! Мы вздрагиваем, так как на нас подействовал эффект удивления.
Разница между саспенсом и эффектом удивления заключается в продолжительности: если саспенс можно до определенной степени растянуть во времени, то удивление – это одномоментный эпизод. Ну и конечно, создать эффект удивления значительно проще: достаточно просто выпрыгнуть на главного героя из-за угла.
Основные принципы (источник):
— не скупитесь на информацию и делайте действие как можно более простым и понятным. Зритель должен обладать достаточным знанием о возможной опасности для героя. Если что-то произойдет внезапно, то вы добьетесь эффекта кратковременного шока, но не саспенса. Хичкок говорил: «Для саспенса, как правило, необходимо, чтобы публика была хорошо осведомлена обо всех происходящих на экране событиях. По моему разумению, тайна редко обеспечивает саспенс. В классическом детективе, например, саспенса нет, там всего лишь загадка для ума».
— сохраняйте интригу. Хотя только что мы говорили о важности информированности зрителя, но все же он не должен знать одного — как разрешится саспенс: погибнет ли герой или спасется, а может быть и вовсе выяснится, что опасность была мнимой, а в действительности угрозы не было. Не случайно некоторые авторы определяют саспенс не иначе как «отсутствие определенности».
— не жалейте времени. Саспенс — эффект не мгновенный, а растянутый во времени. Зритель должен его «смаковать», а не мгновенно «проглатывать», и чем дольше вы нагнетаете интригу, чем дольше заставляете зрителя ждать, тем лучше (разумеется, в разумных пределах). Помните, что как только действие или событие в ожидании которого строится прием, произойдет, саспенс закончится.
— опасность должна быть реальной. Александр Митта : «Чем сильнее враг, тем сильнее саспенс. Чем меньше шансов на спасение, тем сильнее саспенс». Угроза, подстерегающая героя, должна быть действительно опасной для него. Если герою ничего не стоит ее преодолеть, саспенс не возникнет — зритель должен чувствовать реальность риска.
— помните об эмоциональном сопереживании.
— создавайте правильную атмосферу. «Когда я сочиняю истории, меня больше всего волнуют не характеры, а лестницы, которые скрипят. Лестницы, которые скрипят и могут обрушиться под героем», — говорил Хичкок. Иными словами, усилить саспенс помогает подходящая тревожная аудио-визуальная атмосфера, в которой происходит действие.
— фокусируйтесь на деталях. Все тот же Хичкок эффектно усиливал саспенс, знакомя зрителей с большим количеством говорящих деталей: реакциями героев, поворотами ключей, характером шагов и так далее.
Правильно подобранные подобные мелкие вещи не только оттягивают вожделенный момент разрешения саспенса, но и провоцируют интерес, усиливают внимание зрителя.
(источник)
Саспенс – прием, который должен развиваться медленно, сюжет стремится к моменту, в котором секрет раскрывается и совершается кульминационное действие, но момент этот никак не наступает. Чтобы удержать зрителя, вы должны хорошенько подразнить его, затянуть интригу, чтобы прием состоялся.
- Держите все в тайне до последнего
Создавайте ситуацию за ситуацией, когда секрет (убийца, гоняющийся за героем, рак, скрываемый от мужа, воровство и т.д.) вот-вот будет раскрыт, это вопрос одной детали – поворота головы человека, смски на экране телефона, звонка в дверь. Когда этот критический момент настает, сделайте так, чтобы секрет пока оставался в тайне.
Так, оттягивая момент, вы не только увеличиваете напряжение, но и увеличиваете рефлексию зрителя к герою, сближаете их, поскольку зритель все сильнее сопереживает.
- Изучите референсы
Если вы думаете, что такой прием сразу надоест, вспомните как устроены американские горки, фильмы Хичкока, сериал «Декстер», механику игр и игровых автоматов. Существуют даже исследования на эту тему. В азартных играх этот феномен называют «Чуть промахнулся».
Когда игрок видит на слоте, что содрал три лимона, но через секунду третий лимон проскальзывает на окошко ниже, игрок с одной стороны испытывает разочарование, а с другой уверенность, что вот сейчас он точно победит.
- Играйте на зависимости
Отнеситесь к нему как к игроку и адреналинщику, ваша задача – сформировать у зрителя зависимость от вашего фильма, подсадить его. В конце концов, большинство из нас ходит в кино развлекаться, рассказывали как оправдать ожидания от кино в материале
"Эмоция (будь то страх, смех, удивление, грусть, гнев, скука и т.д.) является конечной целью каждой сцены. При установке камеры в первую очередь необходимо учитывать, какие эмоции вы хотите вызвать у аудитории в данный конкретный момент. Эмоцию рождает взгляд. Вы можете контролировать глубину эмоции, располагая камеру ближе или дальше от глаз актера. Крупный план наполняет кадр эмоцией, а плавный переход к общему плану развеивает ее. Резкий переход от общего к крупному плану вызывает у зрителя внезапное удивление. Необычный план сверху способен усилить драматическое напряжение. " - Франсуа Трюффо
"Чем более беззаботной будет обстановка, тем сильнее окажется удар от внезапно произошедшей драмы", – говорил Хичкок.
При создании фильма всегда помните, что свет, движение и понятие времени - основы кинематографа.
Примеров в интернете довольно много, но мы возьмем один
В фильме "Бог ей судья" 1945г. в самом начале мы узнаем, что главный герой сидел в тюрьме два года...и "причиной тому ревность"
Весь фильм вы ждете подвоха от героев, думаете "убьет ли он ее?! а с кем она изменит? а почему всего два года?...."
________________________________________________________________________________
Следующее задание /Каталог канала(рубрикатор) // к статьям : 1-3 // Каталог курса // Телеграмм канал ________________________________________________________________________________
#хочуписать #хочу писать #пишем книгу #для начинающего писателя #как писать #бесплатно #хорошо #книги #диалоги #какписатьдиалог #конфликт #блоггер #блог #писатель #писательство #диалог #эмоции #сюжет #упражнения #задания #саспенс #хичкок #suspense