9 августа 2022 года с Байконура на орбиту отправились 16 малых космических аппаратов (МКА) образовательного проекта Space-π — и по количеству этот запуск стал рекордным в истории ракетно-космической промышленности России. Среди спутников был и наш Геоскан-Эдельвейс, кубсат форм-фактора 3U.
В этой статье Александр Хохлов, руководитель проекта образовательных наноспутников ГК «Геоскан», расскажет о поездке на Байконур, предстартовой подготовке в чистой комнате и загадочной встрече с роботом Евой из мультфильма «ВАЛЛ-И»!
Первый раз на Байконуре я был 14 лет назад, когда еще работал в РКК «Энергия». Тогда наша команда прилетела на космодром, чтобы с площадки №1 (ее еще называют Гагаринским стартом) отправить в космос грузовой корабль «Прогресс М-64». Прошло более 10 лет, и я вновь оказался на космодроме, только теперь чтобы подготовить к запуску наноспутник «Геоскан-Эдельвейс», созданный нашим отделом разработки МКА.
Обычно кубсаты заранее устанавливают в пусковой контейнер (официально эта процедура называется интеграцией) и в таком виде отправляют на космодром. Однако бывают исключения, связанные с подготовкой аппарата к старту: например, если заключительные операции нужно провести как можно ближе к запуску на орбиту. Такая ситуация сложилась и с нашим Геосканом-Эдельвейсом. Его нужно было отвезти на космодром прямо в транспортировочном кейсе, и эта миссия выпала на меня и двух моих коллег: конструктора Родиона и технолога Якова.
Из культурной столицы
В город Байконур можно попасть только по вторникам регулярным рейсом либо чартерным, организованным Роскосмосом или туристической компанией. Мы отправились во вторник.
Хотя по городу Байконуру между Казахстаном и Россией заключено специальное соглашение об аренде города и части космодрома, всё равно по прилете нам нужно было пройти таможню. Паспортный контроль располагался в маленьком помещении, где и столпились все пассажиры нашего рейса. По целому ряду причин мы прошли пограничников в самом конце, а я был последним из всего самолета.
Как только мы втроем вышли из помещения выдачи багажа в холл, где нас ждали представители Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ), я услышал женский возглас:
— Вы из Петербурга? Точно ведь из Петербурга.
— Да, — ответили мы женщине из ЦЭНКИ.
— Я так и думала, вежливо всех пропускали и вышли последними.
Первые работы на Байконуре
На следующий день, 13 июля, мы поехали на 31-ю площадку космодрома, откуда и стартовала 9 августа ракета-носитель «Союз-2.1б» с 16 спутниками. Нас везде и всегда сопровождал сотрудник Главкосмоса, организации-оператора запуска. Также у каждого из нас был пропуск для КПП Байконура, где стояли маленькие печати, означающие места, куда нам можно было проходить. Отдельная печать для космодрома, другая — для 31-й площадки, третья — для монтажно-испытательного корпуса (МИК). Одна из печатей была очень милой: на ней был изображен робот Ева из мультфильма «ВАЛЛ-И» (куда именно она давала разрешение на проход, я, к сожалению, не уточнил).
Мы работали с кубсатами и пусковыми контейнерами в чистой комнате МИКа, куда можно было попасть только через шлюз с воздушным обдувом. В соседнем помещении проходил предстартовые испытания основной спутник «Хайям» (правда, тогда мы еще не знали, что это он). Дальше был зал по работе с разгонным блоком «Фрегат» производства НПО им. С. А. Лавочкина, а в самом конце располагались ракеты «Союз-2.1б» в частично разобранном состоянии.
Так как кубсаты обычно прибывают на космодром сразу в пусковых контейнерах и увидеть их невозможно, интерес к нашему космическому аппарату был большой, тем более что мы были первыми кубсатчиками. Приходили коллеги с космодрома и из команды основного спутника, чтобы послушать про наш проект. Некоторые при упоминании названия нашей компании вспомнили шоу дронов.
Выполнив первый этап подготовки, мы вернулись в город. На завершающие работы я должен был остаться один, а коллеги — вернуться в Санкт-Петербург, чтобы помочь товарищам с настройкой наземной станции. Так как рейсы только по вторникам, у нас было время, чтобы вместе погулять по городу Байконуру.
Впечатления от города
Байконур выглядел потрепанным, но одновременно очень ухоженным: мы каждый день видели людей, пропалывающих клумбы, поливающих деревья, убирающих улицы. Важная особенность — весь город пронизан трубами, которые доставляют воду деревьям. Их выживание полностью зависит от людей, так как здесь, в жаркой казахской степи, без такой системы полива они не продержались бы.
Мы успели посмотреть колесо обозрения (местные рассказали, что скоро его полностью демонтируют) и сходить в музей истории города, экспозиция которого состояла в том числе и из космических экспонатов, включая оригиналы. Однако почти все настоящие части ракет и других аппаратов были собраны с мест аварий при стартах.
К слову, в городе в ходу российские рубли, но приходилось носить с собой наличные, так как банковские карты принимали редко.
Интеграция в чистой комнате
Во вторник, 19 июля, мои коллеги отправились домой, а из Москвы прилетела основная команда «Аэроспейс Кэпитал» с четырьмя пусковыми контейнерами для запуска кубсатов проекта Space-π. 13 из 16 спутников были заранее интегрированы в Балашихе — оставалось установить наш и два аппарата Сколтеха. Для предполетного обслуживания кубсатов также прилетели специалисты Спутникса и сотрудник научно-исследовательской лаборатории аэрокосмической техники (НИЛАКТ).
Весь следующий день прошел в чистой комнате. Первым делом из одного контейнера коллеги из Спутникса вынули кубсат Siren, сделанный для Белгородского университета. В этот спутник встроена герметичная камера с ростками сирени и диодами подсветки, а также камера для съемок. Пока аппарат находился в контейнере, он был выключен, как и подсветка, и сирень не освещалась. Поэтому в течение трех дней, пока Siren был «на свободе», работала система подсветки, а также осуществлялась подзарядка аккумуляторов.
Сотрудник НИЛАКТа проверил еще один спутник — КАИ-1, а точнее заряд аккумуляторов. На этот кубсат установлено шесть разнонаправленных камер, а его главная цель — ловить полярные сияния. Для того чтобы передавать фотографии на станцию управления, на КАИ-1 с двух сторон установлены патч-антенны S-диапазона и командная УКВ-радиолиния.
В тот же день коллеги из Сколтеха тестировали с ноутбуков свои спутники и заряжали аккумуляторы. Интеграция у них была назначена на 21 июля.
В установке нашего аппарата мне помогал главный разработчик «Аэроспейс Кэпитал». Мы измерили массу кубсата (в заправленном азотом состоянии она составила 2909 г) и расстояние между рельсами космического аппарата. Четыре рельсы рамы спутника, стоящие по углам, должны быть собраны в нужном допуске размеров, чтобы не было сложностей при выталкивании кубсата в космическое пространство.
Мы сделали первую примерку аппарата, проверили автоматическое раскрытие крышки и работу пружины. Всё было в норме. Затем я отклеил последние защитные пленки и отсоединил колпачок с сопла двигателя, потом еще раз осмотрел Геоскан-Эдельвейс и вставил его в пусковой контейнер. После этого мы вновь проверили открытие крышки контейнера, и я снял ремувку.
Работа по интеграции нашего космического аппарата в совокупности составила около двух часов. Все операции проводились на антистатическом коврике, а все специалисты носили антистатические халаты, бахилы и шапочки.
Последний раз на 31-й площадке я был 25 июля, когда мы с коллегами наблюдали за установкой пусковых контейнеров. В том же зале с разгонным блоком «Фрегат» работали специалисты НПО им. С. А. Лавочкина. Отмечу один приятный момент: одна сотрудница НПО спросила, на какой именно спутник установлена кремниевая пластинка с именами, и сказала мне, что её имя тоже полетит в космос.
В зале рядом с нами стояли створки головного обтекателя ракеты-носителя «Союз-2.1б». Я коснулся ладонью верхней части одной из них (запомнилось, что белая краска была шершавой) и подумал, что очень скоро эта ракета будет разрезать воздух, чтобы все спутники Space-π оказались вне Земли!
В данный момент наш МКА «Геоскан-Эдельвейс» уже посылает фотографии с орбиты и взаимодействует с радиолюбителями по всему миру. Для демодуляции сигнала доступен протокол телеметрии. А здесь можно увидеть наблюдения членов сообщества SatNOGS за нашим аппаратом.
#космос #спутники #запуск #байконур #кубсат #космическиеаппараты