Американские специализированные издания внезапно набросились со шквалом критики на российский самолет. Предметом их нападок стал Як-130. Но за последние 15 лет эксплуатации, он, казалось бы, вовсе не интересовал Штаты. Так чем же заслужил не новый отечественный летательный аппарат столько агрессии со стороны американцев?
Как Як появился на горизонте
Чтобы понять суть неожиданного и пристального внимания Запада к Яку, давайте немного обратимся к истории. Як-130 является всего-навсего учебно-боевым самолетом — «летающей партой», как его еще называют.
Для обучения летчиков в СССР одно время использовался L-39 «Альбатрос» чехословацкого производителя. После распада Союза и окончания поставок «Альбатроса» перед российской авиацией встал вопрос — на чем проводить учебные полеты?
Тогда ОКБ Яковлева совместно с итальянской компанией Aermacchi занялись разработкой Як-130. Однако итальянцы в то время «царили» на авиационном рынке. Они бросили проект на заключительном этапе разработки и создали свой М-346. Российское ОКБ дорабатывало Як-130 самостоятельно.
Итальянцы пытались «связать руки» российской авиации на рынке
Отечественная «летающая парта» вышла на славу. Она, конечно, уступала американским в скорости, но для учений бить скоростные рекорды и не требуется. Зато комплексная система Яка позволяет имитировать специфику управления многих других современных летных машин. Как российских, так и зарубежных. Например, отечественных МиГ-29, Су-25, Су-30, французских Rafale, европейских Eurofighter, американских F-16, F-18, F-22, F-35 и т. д. Стоит отметить, возможности «русской рукавицы» (так прозвали впоследствии НАТО Як-130) позволяют выполнять фигуры высшего пилотажа и маневры на больших углах атаки.
В итоге итальянцам пришлось признать, что отечественный летательный аппарат вышел куда удачнее их собственного. Однако они к этому были готовы. Ведь по условиям договора при ликвидации совместного производства Россия не имела право на экспорт новинки.
IT-проект SFERA считается одним из самых амбициозных в мире. Скачивайте приложение в раннем доступе и тестируйте! Спасибо за поддержку!
Американцы тоже не опередили Россию в разработках
Авиации РФ было необходимо решить эту проблему. К тому же западные учебные аналоги уже начинали устаревать. Поэтому отечественное ОКБ приступило к разработке сегмента для легких штурмовиков на базе Як-130. Этим же занялась и американская General Dynamics, выпустив на рынок модернизированный F-16.
Но и тут российские конструкторы смогли обойти конкурентов. Як-130 по многим параметрам превосходит истребитель США. В сборке штурмовика он в 2 раза легче F-16 даже при полной боевой нагрузке в 3 т. А также намного дешевле и гораздо легче в техобслуживании.
Як способен наносить удары высокоточным оружием, не заходя в зону покрытия вражеского ПВО. Его автономное обнаружение цели работает на дальности 50-60 км. Он способен нести ракеты Р-77, что позволяет ему перехватывать высокоманевренные воздушные цели на расстоянии 110 км.
Чем Як-130 спустя 15 лет не угодил США?
Последними выступлениями на выставках Як-130 привлек внимание специалистов из других стран. Более 30 стран заинтересовала его штурмовая версия. И теперь, когда «рукавица» является исключительно российской разработкой, она свободно может выйти в продажу.
Именно это и заставило «бесноваться» западные СМИ. Они всеми силами стремятся выставить российский самолет в невыгодном свете, тем самым пытаясь отбить перспективных зарубежных покупателей. Разумеется, им также не приятно осознавать, что отечественный штурмовик наступает на хвост кирзовым сапогом их General Dynamics.
А вы как считаете, удастся ли американским изданиям оболгать Як-130? Или они правы, что российский истребитель не стоит внимания?
📌Дзен продолжает блокировать наши публикации. Поэтому просто поставьте лайк и подпишитесь. Спасибо!
Автор:
Андрей Андреев
Читайте также:
Материал создан при поддержке проекта SFERA