Найти тему
"Ваша газета"

Водку красить вплоть до рвоты!

В Татарстане только за первые шесть месяцев текущего года зарегистрировано 346 случаев острых отравлений алкоголем и спиртосодержащими жидкостями, сообщает Управление Роспотребнадзора по РТ. Это на 3,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. 123 человека умерли. В 2021 году погибших от алкоголя на тот ж период было меньше - 334. Такая ситуация сложилась не только в нашей республике, но и по всей стране. В июле в Госдуме РФ даже подготовили поправки к Уголовному кодексу, ужесточающие ответственность за производство и продажу палёного алкоголя. Но помогут ли крайние меры и как ещё можно отвадить россиян от суррогата, разбиралась «ВГ».

Откуда метанол в суррогате?

До 3 миллионов человек в стране, по данным Центра информационных коммуникаций «Рейтинг» и проекта «Трезвая Россия», страдают тягой к спиртному. Наркологи считают цифру заниженной. До врачей доходит лишь малая часть людей, которым необходимо лечение. По статистике «Рейтинга», 76% взрослого населения употребляют спиртное через день и каждый день. И если тенденцию не остановить, то к середине века количество алкоголиков может достичь 4-5 миллионов. Как правило, так называемый качественный алкоголь стоит дорого. Зачастую у любителей выпить не хватает денег, и они идут за суррогатом. В составе последнего нередко оказывается метанол. От своего менее ядовитого собрата, этилового спирта, он практически не отличается ни запахом, ни вкусом. При этом даже малые дозы метанола при употреблении внутрь способны вызвать слепоту и даже смерть.

Ясное дело, что даже самый циничный бутлегер не будет специально добавлять метиловый спирт в алкоголь. Ведь доход приносят живые алкоголики, и убивать клиентов глупо. Помимо этого, после каждого резонансного случая с массовыми отравлениями местный рынок жёстко зачищается полицией. Никто из продавцов суррогата не хочет привлекать к себе такое внимание.

Так как же тогда метанол попадает в бутылки? Дело в том, что в контрафактный и суррогатный алкоголь добавляется этиловый спирт. Но не всегда бутлегерам удаётся достать по своим каналам пищевой этиловый спирт. Порой они покупают технический. Он ещё называется гидролизным. В нём этилового спирта около 92%, остальное - примеси и другие спирты, в том числе и метиловый - обычно до 2%. Таким образом, например, в пол-литровой бутылке водки из технического спирта может быть 4 мл метанола. Причём гидролизный спирт может быть разного качества, и где-то содержание метанола может доходить до 10%. А это уже 20 мл метилового спирта в 0,5 л водки. Употребление такого алкоголя быстро разрушает организм. Для тяжёлого отравления с возможной слепотой достаточно принять 10 мл метанола, а 80 мл - фактически гарантированно смертельная доза.

Почему метанол не красят?

Война с суррогатом в России ведётся уже достаточно давно, но, увы, безрезультатно. Периодически в обществе звучат дельные предложения, как от него обезопасить людей. В июле в Госдуме РФ председатель межфракционной рабочей группы по защите здоровья граждан от алкогольной, наркотической и табачной угроз Шолбан КАРА-ООЛ предложил окрашивать метанол в ярко-красный цвет и придавать ему резкий запах. Чтобы человек сразу понимал степень риска употребления такого алкоголя.

Кстати, именно по такому принципу в природный газ специально добавляют реагенты, которые придают резкий и неприятный запах. Такие вещества называются одорантами, в составе преобладают сернистые соединения (сера). Доля резкого по запаху вещества должна быть такой, чтобы запах улавливался даже при очень маленьких концентрациях природного газа в воздухе и человек мог вовремя обнаружить утечку. Так и с суррогатом. Возможно, если бы метанол выкрасили в красный цвет и придали неприятный запах, люди сразу бы почувствовали неладное и отказались от употребления отравы.

Эта идея не нова. Почему же её не реализуют? На этот вопрос недавно чётко ответил Павел ШАПКИН, председатель Национального союза защиты прав потребителей: «Все подобные предложения последовательно отвергаются на этапе согласования проектов документов. Под разными предлогами. При этом ни предлагаемые концентрации добавок, ни их стоимость никак не влияли ни на качество метанола, ни на его цену. Чего же боятся производители яда? Контроля. Ведь трудно будет направлять метанол на подделку алкоголя. А также на разбодяживание бензина (когда АИ-80 легко превращается в дорогой АИ-95) и на производство дешёвой незамерзайки, что продаётся на каждом углу».

Минпромторг России тоже приводит интересную статистику: производственные мощности по метанолу в России составляют более 4 млн тонн и вдвое превосходят потребности внутреннего рынка, которые составляют более 2 млн тонн. Россия занимает 17-е место в рейтинге производителей метанола в мире. Вообще, метанол используется для производства формалина, присадок к топливам, а в газодобывающей отрасли его применяют как ингибитор при добыче и транспортировке газа. Тем не менее избыток метанола на рынке может говорить о том, что недобросовестные бутлегеры делают на его основе суррогатный алкоголь.

Нижнекамцы любят суррогат?

Многие нижнекамцы, конечно, знают о контрафактном алкоголе и о том, где его приобрести. Не так давно полицейские задержали местного жителя, у которого обнаружили более 200 л алкоголя с признаками фальсификации. В пресс-службе УМВД России по Нижнекамскому району рассказали «ВГ»: «Была изъята крупная партия водки «Нефть», которую поставляли из Челябинской области. Она продавалась не в магазинах, её распространяли по сообщениям в соцсетях и мессенджерах. Экспертиза выявила содержание в водке метанола в слишком большом количестве. Обвиняемый не согласился с такими результатами, но дополнительная экспертиза подтвердила повышенное содержание метанола. Сейчас на этого гражданина заведено уголовное дело».

Есть предложения!

Находить и наказывать распространителей суррогата, конечно, нужно, но намного дальновиднее пресечь его продажу на государственном уровне. «ВГ» спросила у нижнекамцев, которые по роду своей деятельности сталкиваются с суррогатом и видят проблему изнутри. Некоторые считают, что даже медицинский этиловый спирт нужно разрешить продавать только производителям лекарств, а для личного использования - продавать только в аптеках. Сейчас получается, что граждане при желании могут купить любой спирт через Интернет.

Врач-нарколог Рамиль СИНГАТУЛЛИН: «Я лет двадцать назад разговаривал с врачом, кандидатом медицинских наук из Казахстана. Он тогда рассказывал, что у них в стране за поддельный алкоголь давали вплоть до высшей меры наказания. Может, у нас такое ужесточение поможет снизить алкоголизацию населения? Или если легальный алкоголь удешевить, то его меньше будут подделывать, экономического смысла не будет. Вообще, из пострадавших от отравлений метиловым спиртом мало кто знает, чем метанол отличается от этанола. Многие нюхают и думают: спирт и спирт, пить можно. А добавление, например, денатуратов настолько резко меняет вкус спиртосодержащей жидкости, что вызывает рвотный рефлекс. И уже это может спасти немало жизней».

Людмила ЛЬВОВА, заведующая поликлиникой Нижнекамского наркологического диспансера: «Работать за здоровый образ жизни с человеком надо с детства. А если он дошёл до употребления технического спирта - уже сформирована зависимость. Со школьной скамьи нужно рассказывать о вреде алкоголя, чтобы у детей не возникал к этому интерес. И в первую очередь нужен родительский положительный пример полноценной трезвой жизни».

Начальник ТО Роспотребнадзора по РТ в Нижнекамском районе и Нижнекамске Рустем ИЗИЯТУЛЛИН был краток: «Чтобы не бороться с последствиями, нужно не употреблять спиртное вообще».

В конце прошлого года в Госдуме РФ уже предлагали ужесточить наказание за оборот суррогатного алкоголя, повлёкший смерть двух или более лиц, - давать виновным до 20 лет лишения свободы, а также запретить продажу алкоголя в праздничные дни. Планировалось, что законопроект будет внесён в нижнюю палату парламента до конца 2021 года. Но воз и ныне там! Сегодня за производство и продажу суррогата можно получить лишь штраф до 300 тыс. рублей либо лишение свободы до 2 лет. Если же есть пострадавшие либо погибшие, то приговор будет немного суровее - до 6 лет лишения свободы со штрафом в размере до 500 тыс. рублей. Такие наказания производителей суррогата не пугают, иначе резонансные случаи массовых отравлений по стране не происходили бы с пугающей регулярностью.

Евгения ПОТУРЖАНСКАЯ.