Найти в Дзене
Авиация небо самолеты

Михаил Бабушкин: «Я север знаю, север люблю...»

Имя летчика Михаила Сергеевича Бабушкина особой страницей вписано в летопись освоения севера. В предвоенные годы оно часто появлялось в печати. Бабушкин был не только одним из лучших полярных пилотов, но и одним из старейших русских летчиков и принадлежал к тому их поколению, которое создавало и строило новую отрасль отечественной авиации — полярную. Бабушкин родился в октябре 1893 года в подмосковной деревне, в простой крестьян­ской семье. В 1914 году его призвали в армию. Молодой солдат попал в часть, расквартированную в Гатчине, где был зачислен на кур­сы мотористов. После их окончания служил на Гатчинском аэродроме, а потом, когда Гатчинской военной авиашколе поручили подготовить группу авиаторов из солдат, был за­числен в первую пятерку курсантов. Учебные полеты совершал на «Фар­мане» и быстро освоил азы летного мастерства. В 1915 году Бабушкин получил звание летчика и чин пра­порщика, продолжал служить в шко­ле в качестве инструктора, вплоть до октября 1917 года. После прихода к

Имя летчика Михаила Сергеевича Бабушкина особой страницей вписано в летопись освоения севера. В предвоенные годы оно часто появлялось в печати. Бабушкин был не только одним из лучших полярных пилотов, но и одним из старейших русских летчиков и принадлежал к тому их поколению, которое создавало и строило новую отрасль отечественной авиации — полярную.

Бабушкин родился в октябре 1893 года в подмосковной деревне, в простой крестьян­ской семье. В 1914 году его призвали в армию. Молодой солдат попал в часть, расквартированную в Гатчине, где был зачислен на кур­сы мотористов. После их окончания служил на Гатчинском аэродроме, а потом, когда Гатчинской военной авиашколе поручили подготовить группу авиаторов из солдат, был за­числен в первую пятерку курсантов. Учебные полеты совершал на «Фар­мане» и быстро освоил азы летного мастерства. В 1915 году Бабушкин получил звание летчика и чин пра­порщика, продолжал служить в шко­ле в качестве инструктора, вплоть до октября 1917 года.

После прихода к власти боль­шевиков участвовал в Гражданской войне, партизанил на Дальнем Вос­токе. В 1921 году Бабушкина ото­звали в Егорьевскую школу авиации РККВФ, где он работал летчиком- инструктором, пока в 1923 году не перешел на работу в ГВФ.

Бабушкин первым из советских полярных летчиков выдвинул идею ледовых разведок и сам провел пер­вую разведку тюленьих лежбищ в Белом море на самолете Ш-2. Он впервые в истории авиации посадил крылатую машину на дрейфующий лед. С этого времени Бабушкин в течение семи лет был «глазами» ка­питанов зверобойного промысла на Белом море. Эти полеты открыли летчику двери в Арктику и просла­вили его.

Весной 1928 года в Арктике по­терпел катастрофу дирижабль ита­льянского генерала Нобиле, летев­шего к Северному полюсу. Первые попытки спасти участников экспеди­ции с помощью авиации окончились катастрофой. Погиб полярный ис­следователь Руаль Амундсен. В спасе­нии экспедиции Нобиле принимали участие шесть государств. Советский Союз послал два ледокола — «Кра­син» и «Малыгин» с большими по тем временам трехмоторными само­летами на борту. Вести эти самоле­ты должны были опытные летчики Б.Г. Чухновский и М.С. Бабушкин. Благодаря усилиям советских летчи­ков экспедиция Нобиле была найде­на и спасена.

В августе 1930 гола М.С. Бабуш­кин выполнил рейс Москва — Таш­кент на самолете К-4 с пассажирами на борту, открыв одну из самых даль­них воздушных трасс СССР того вре­мени. В 1933—34 годах участвовал в экспедиции на пароходе «Челюскин», был пилотом самолета Ш-2, который находился на борту корабля.

В 1935 году Бабушкин участво­вал в высокоширотной экспедиции ледокольного парохода «Садко». Цель экспедиции состояла в том, чтобы проникнуть как можно даль­ше в полярные моря и обследовать громадные «белые пятна», все еще остававшиеся на картах к северу от Шпицбергена, Земли Франца- Иосифа и в северной части Карско­го моря. Кроме того, экспедиция на «Садко» должна была своими свод­ками и прогнозами погоды обеспе­чить готовившийся перелет летчика С.А. Леваневского через Северный полюс в Америку. На «Садко» Бабуш­кин возглавлял авиагруппу, состояв­шую из двух самолетов-амфибий.

21 мая 1937 года экипаж флаг­манского четырехмоторного само­лета АНТ-6 в составе командира корабля Героя Советского Союза М.С. Водопьянов и второго пило­та М.С. Бабушкина впервые в мире совершил посадку на Северный по­люс. после чего была открыта первая полярная станция «Северный по­люс-1». За проявленные мужество и героизм Михаилу Сергеевичу Бабуш­кину было присвоено звание Героя Советского Союза.

Но это скупые биографические данные о прославленном летчике.

Гораздо интереснее его собствен­ные воспоминания, опубликованные в книге «Записки летчика», издан­ной уже после смерти Бабушкина в 1941 году. Вот некоторые из них.

«Я совершил пятнадцать полетов надо льдами дикой, своевольной Арк­тики. Люди говорят, что летать там, где пролетал мой самолет, садиться на плавучие льдины и стартовать с дрейфующего льда — сплошное безу­мие. Я разрешу себе не согласиться с таким мнением. В другое время на­деюсь еще сообщить свое мнение о том, можно ли летать в Арктике на самолете и как это надо делать. Те­перь же я хочу сказать, что ничего приятнее полета в летнее время надо льдами в ясную погоду нельзя себе представить. Полная прозрачность в воздухе. Великолепная видимость на дальнее расстояние — такая, какой никогда не охватит пилот над зем­лей. Исключительный по красоте, правда своеобразный, пейзаж льдов и воды. Надо видеть этот пейзаж с воздуха, чтобы убедиться в том, что он отнюдь не однообразен. Льды движутся и принимают самые при­чудливые формы. Стоит вглядеться в картину льда однажды, чтобы потом навсегда быть зачарованным ею, вы уже всю жизнь будете стремиться в эти места.

Я летел так долго и на такое рас­стояние, сколько могли работать мотор и все снаряжение самолета. Равнодушно жестокая природа Се­вера улыбнулась нашей экспедиции скупой улыбкой — всего лишь восемь ясных, солнечных дней. Остальное время был туман, белый и густой, как молоко. Несколько полетов я сделал в тумане. Я боролся с этим плохо и мало изученным врагом по всем правилам, без всяких правил, а иногда и вопреки всем правилам. Я уходил от него, врезался в самую гущу белой мглы, взлетал над туман­ными полями, нырял под туман. Вре­менами мне казалось, что вот-вот — и страшный враг будет положен на обе лопатки.

Но он, этот страшный враг, имел верного союзника. Не успевал я справиться с туманом, увидеть место для посадки, как передо мной было новое, казавшееся непреодолимым препятствие. Те самые льды, карти­на которых так манит глаз, грозили мне гибелью. Туман прижимал меня к «земле». А «земля»-льдины отказы­валась принимать и держать на себе непрошенного гостя.

Насколько радостен и приятен полет надо льдами, настолько мучи­тельны подъемы и посадки. Все на­пряжение ума и воли, весь свой опыт я вкладывал именно в эти посадки и подъемы. Льдины, коварные льдины, покрытые толстым слоем снега, не могли обмануть меня. Но когда по­верхность льда оказывалась покры­той примерзшей коркой, горе было лыжам самолета. Особую трудность в арктических полетах представляет посадка. Аэродромы здесь подготов­лены самой природой, рука челове­ческая над ними не работала. Прихо­дится по нескольку раз кружить над предполагаемым местом посадки, тщательно изучая сверху плотность льдины. Особенно опасны торосы. Они сливаются со снегом, и очень трудно различить сверху, гладкая на льдине поверхность или торосистая. Полет надо льдами — уравнение со многими неизвестными, постоянный и большой риск. Всегда возможны роковые ошибки. Чтобы уменьшить этот риск, арктический самолет нужно обязательно снабжать радио­станцией».

12 августа 1937 года из Москвы в Фербенкс (Аляска) вылетел четы­рехмоторный самолет «Н-209» под командованием Героя Советского Союза С.А. Леваневского. 13 авгу­ста «Н-209» прошел над Северным полюсом, но вскоре связь с ним прервалась. Были организованы ши­рокомасштабные поиски самоле­та. 25 августа из Москвы на Землю Франца-Иосифа вылетели три тяже­лых самолета Водопьянова, Молоко­ва и Алексеева. На острове Рудольфа к ним присоединился самолет Мазу- рука. Экспедицию возглавил Шеве­лев. Поиски «Н-209» не давали ре­зультатов. Близилась полярная ночь. В октябре из столицы вылетели на Север еще четыре тяжелых самоле­та. Их вели Бабушкин, Чухновский. Мошковский и Фарих.

Накануне отлета в статье «Наши планы» М.С. Бабушкин писал: «Гото­вясь к экспедиции, мы учли, что нам придется летать в особенно труд­ных условиях. В Арктике наступает полярная ночь, которая в первый период богата штормами и тумана­ми. Еще не успел охладиться воздух, волны теплого течения с юга еще попадают в район льдов и, охлаж­даясь, образуют густые туманы. Они опасны в осенних условиях, грозят самолету обледенением. Вот поче­му особое внимание мы обратили на оборудование самолета. Самое важное — обеспечить полеты в ар­ктическую ночь. Мы приспособили свои корабли для этого. Освещение оборудовано великолепно. Фары под крыльями, прожекторы, установлен­ные в хвостовой части самолета, и большой запас всевозможных осве­тительных ракет дадут возможность успешно бороться с тьмой полярной ночи. Мы рассчитываем благополуч­но производить посадки на льдах. О себе сказать мне нечего. Я Север знаю, Север люблю, работаю на Се­вере давно. Я охотно иду в новый по­четный северный рейс».

Весной 1938 года Мошковский на четырехмоторном самолете «Н-212» совершил полет почти до восемьдесят шестой параллели, а 4 апреля достиг полюса, прошел по нулевому мери­диану до широты 88 градусов 40 ми­нут и оттуда вернулся на остров Ру­дольфа. Самолет «Н-209» обнаружен не был. В мае «Н-212», пилотируе­мый Мошковским, вылетел с острова Рудольфа в Москву. На борту само­лета находился Михаил Сергеевич Бабушкин. 18 мая 1938 года самолет оторвался от аэродрома вблизи Ар­хангельска. На самолете было шест­надцать человек. Непосредственно после взлета отказал один из мото­ров, показалось пламя. Мошковский попытался посадить машину. После удара о землю самолет снова взмыл в воздух и упал в реку, где через не­сколько минут затонул. Погибли четыре человека, в том чис­ле и Бабушкин.

Владимир Шитов журнал "Гражданская авиация" 2012 год

-2