Имя летчика Михаила Сергеевича Бабушкина особой страницей вписано в летопись освоения севера. В предвоенные годы оно часто появлялось в печати. Бабушкин был не только одним из лучших полярных пилотов, но и одним из старейших русских летчиков и принадлежал к тому их поколению, которое создавало и строило новую отрасль отечественной авиации — полярную.
Бабушкин родился в октябре 1893 года в подмосковной деревне, в простой крестьянской семье. В 1914 году его призвали в армию. Молодой солдат попал в часть, расквартированную в Гатчине, где был зачислен на курсы мотористов. После их окончания служил на Гатчинском аэродроме, а потом, когда Гатчинской военной авиашколе поручили подготовить группу авиаторов из солдат, был зачислен в первую пятерку курсантов. Учебные полеты совершал на «Фармане» и быстро освоил азы летного мастерства. В 1915 году Бабушкин получил звание летчика и чин прапорщика, продолжал служить в школе в качестве инструктора, вплоть до октября 1917 года.
После прихода к власти большевиков участвовал в Гражданской войне, партизанил на Дальнем Востоке. В 1921 году Бабушкина отозвали в Егорьевскую школу авиации РККВФ, где он работал летчиком- инструктором, пока в 1923 году не перешел на работу в ГВФ.
Бабушкин первым из советских полярных летчиков выдвинул идею ледовых разведок и сам провел первую разведку тюленьих лежбищ в Белом море на самолете Ш-2. Он впервые в истории авиации посадил крылатую машину на дрейфующий лед. С этого времени Бабушкин в течение семи лет был «глазами» капитанов зверобойного промысла на Белом море. Эти полеты открыли летчику двери в Арктику и прославили его.
Весной 1928 года в Арктике потерпел катастрофу дирижабль итальянского генерала Нобиле, летевшего к Северному полюсу. Первые попытки спасти участников экспедиции с помощью авиации окончились катастрофой. Погиб полярный исследователь Руаль Амундсен. В спасении экспедиции Нобиле принимали участие шесть государств. Советский Союз послал два ледокола — «Красин» и «Малыгин» с большими по тем временам трехмоторными самолетами на борту. Вести эти самолеты должны были опытные летчики Б.Г. Чухновский и М.С. Бабушкин. Благодаря усилиям советских летчиков экспедиция Нобиле была найдена и спасена.
В августе 1930 гола М.С. Бабушкин выполнил рейс Москва — Ташкент на самолете К-4 с пассажирами на борту, открыв одну из самых дальних воздушных трасс СССР того времени. В 1933—34 годах участвовал в экспедиции на пароходе «Челюскин», был пилотом самолета Ш-2, который находился на борту корабля.
В 1935 году Бабушкин участвовал в высокоширотной экспедиции ледокольного парохода «Садко». Цель экспедиции состояла в том, чтобы проникнуть как можно дальше в полярные моря и обследовать громадные «белые пятна», все еще остававшиеся на картах к северу от Шпицбергена, Земли Франца- Иосифа и в северной части Карского моря. Кроме того, экспедиция на «Садко» должна была своими сводками и прогнозами погоды обеспечить готовившийся перелет летчика С.А. Леваневского через Северный полюс в Америку. На «Садко» Бабушкин возглавлял авиагруппу, состоявшую из двух самолетов-амфибий.
21 мая 1937 года экипаж флагманского четырехмоторного самолета АНТ-6 в составе командира корабля Героя Советского Союза М.С. Водопьянов и второго пилота М.С. Бабушкина впервые в мире совершил посадку на Северный полюс. после чего была открыта первая полярная станция «Северный полюс-1». За проявленные мужество и героизм Михаилу Сергеевичу Бабушкину было присвоено звание Героя Советского Союза.
Но это скупые биографические данные о прославленном летчике.
Гораздо интереснее его собственные воспоминания, опубликованные в книге «Записки летчика», изданной уже после смерти Бабушкина в 1941 году. Вот некоторые из них.
«Я совершил пятнадцать полетов надо льдами дикой, своевольной Арктики. Люди говорят, что летать там, где пролетал мой самолет, садиться на плавучие льдины и стартовать с дрейфующего льда — сплошное безумие. Я разрешу себе не согласиться с таким мнением. В другое время надеюсь еще сообщить свое мнение о том, можно ли летать в Арктике на самолете и как это надо делать. Теперь же я хочу сказать, что ничего приятнее полета в летнее время надо льдами в ясную погоду нельзя себе представить. Полная прозрачность в воздухе. Великолепная видимость на дальнее расстояние — такая, какой никогда не охватит пилот над землей. Исключительный по красоте, правда своеобразный, пейзаж льдов и воды. Надо видеть этот пейзаж с воздуха, чтобы убедиться в том, что он отнюдь не однообразен. Льды движутся и принимают самые причудливые формы. Стоит вглядеться в картину льда однажды, чтобы потом навсегда быть зачарованным ею, вы уже всю жизнь будете стремиться в эти места.
Я летел так долго и на такое расстояние, сколько могли работать мотор и все снаряжение самолета. Равнодушно жестокая природа Севера улыбнулась нашей экспедиции скупой улыбкой — всего лишь восемь ясных, солнечных дней. Остальное время был туман, белый и густой, как молоко. Несколько полетов я сделал в тумане. Я боролся с этим плохо и мало изученным врагом по всем правилам, без всяких правил, а иногда и вопреки всем правилам. Я уходил от него, врезался в самую гущу белой мглы, взлетал над туманными полями, нырял под туман. Временами мне казалось, что вот-вот — и страшный враг будет положен на обе лопатки.
Но он, этот страшный враг, имел верного союзника. Не успевал я справиться с туманом, увидеть место для посадки, как передо мной было новое, казавшееся непреодолимым препятствие. Те самые льды, картина которых так манит глаз, грозили мне гибелью. Туман прижимал меня к «земле». А «земля»-льдины отказывалась принимать и держать на себе непрошенного гостя.
Насколько радостен и приятен полет надо льдами, настолько мучительны подъемы и посадки. Все напряжение ума и воли, весь свой опыт я вкладывал именно в эти посадки и подъемы. Льдины, коварные льдины, покрытые толстым слоем снега, не могли обмануть меня. Но когда поверхность льда оказывалась покрытой примерзшей коркой, горе было лыжам самолета. Особую трудность в арктических полетах представляет посадка. Аэродромы здесь подготовлены самой природой, рука человеческая над ними не работала. Приходится по нескольку раз кружить над предполагаемым местом посадки, тщательно изучая сверху плотность льдины. Особенно опасны торосы. Они сливаются со снегом, и очень трудно различить сверху, гладкая на льдине поверхность или торосистая. Полет надо льдами — уравнение со многими неизвестными, постоянный и большой риск. Всегда возможны роковые ошибки. Чтобы уменьшить этот риск, арктический самолет нужно обязательно снабжать радиостанцией».
12 августа 1937 года из Москвы в Фербенкс (Аляска) вылетел четырехмоторный самолет «Н-209» под командованием Героя Советского Союза С.А. Леваневского. 13 августа «Н-209» прошел над Северным полюсом, но вскоре связь с ним прервалась. Были организованы широкомасштабные поиски самолета. 25 августа из Москвы на Землю Франца-Иосифа вылетели три тяжелых самолета Водопьянова, Молокова и Алексеева. На острове Рудольфа к ним присоединился самолет Мазу- рука. Экспедицию возглавил Шевелев. Поиски «Н-209» не давали результатов. Близилась полярная ночь. В октябре из столицы вылетели на Север еще четыре тяжелых самолета. Их вели Бабушкин, Чухновский. Мошковский и Фарих.
Накануне отлета в статье «Наши планы» М.С. Бабушкин писал: «Готовясь к экспедиции, мы учли, что нам придется летать в особенно трудных условиях. В Арктике наступает полярная ночь, которая в первый период богата штормами и туманами. Еще не успел охладиться воздух, волны теплого течения с юга еще попадают в район льдов и, охлаждаясь, образуют густые туманы. Они опасны в осенних условиях, грозят самолету обледенением. Вот почему особое внимание мы обратили на оборудование самолета. Самое важное — обеспечить полеты в арктическую ночь. Мы приспособили свои корабли для этого. Освещение оборудовано великолепно. Фары под крыльями, прожекторы, установленные в хвостовой части самолета, и большой запас всевозможных осветительных ракет дадут возможность успешно бороться с тьмой полярной ночи. Мы рассчитываем благополучно производить посадки на льдах. О себе сказать мне нечего. Я Север знаю, Север люблю, работаю на Севере давно. Я охотно иду в новый почетный северный рейс».
Весной 1938 года Мошковский на четырехмоторном самолете «Н-212» совершил полет почти до восемьдесят шестой параллели, а 4 апреля достиг полюса, прошел по нулевому меридиану до широты 88 градусов 40 минут и оттуда вернулся на остров Рудольфа. Самолет «Н-209» обнаружен не был. В мае «Н-212», пилотируемый Мошковским, вылетел с острова Рудольфа в Москву. На борту самолета находился Михаил Сергеевич Бабушкин. 18 мая 1938 года самолет оторвался от аэродрома вблизи Архангельска. На самолете было шестнадцать человек. Непосредственно после взлета отказал один из моторов, показалось пламя. Мошковский попытался посадить машину. После удара о землю самолет снова взмыл в воздух и упал в реку, где через несколько минут затонул. Погибли четыре человека, в том числе и Бабушкин.
Владимир Шитов журнал "Гражданская авиация" 2012 год