Найти тему
Портал МОСТ

Чучхе для Донбасса

История с признанием ДНР и ЛНР со стороны КНДР подняла любопытный вопрос. Какая практическая военно-техническая польза может быть для республик Донбасса от этого? Ведь КНДР вполне сформировавшаяся военно-промышленная держава. Тем более одними поставками из России нельзя закрыть всё и везде по всем вариантам и позициям оптимально для всех условий применения сразу. Этого в настоящее время не может сделать ни один поставщик вооружения и военной техники, а потому практически все что-то где-то докупают на стороне. Касается это даже США и Китая. Что уж говорить про республики Донбасса?

Тем более, что здесь есть одна занятная коллизия. ЛНР и ДНР не члены ООН. КНДР не признает санкций в отношении себя, но признает ДНР и ЛНР. Россия официально признает ДНР и ЛНР как независимые государства, имеющие свободу взаимоотношений с третьими странами. Потому уже существующие санкции СБ ООН тут не то чтобы обязательны к исполнению. А раз так, то давайте посмотрим – что из северокорейского «железа» могло бы действительно пригодиться на этом ТВД? Тем более, что НМ ДНР регулярно демонстрирует готовность использовать что-то необычное. Достаточно вспомнить РСЗО «Чебурашка».

На поле боя

Что ВПК КНДР имеет предложить для дистанций от «в упор» до 10 км, и при этом без прямых аналогов на российских складах? Да еще и чтобы освоение этого добра не было слишком долгим и сложным? И чтобы было действительно полезно?

Во-первых – это 107-мм реактивная система залпового огня Тип-75. Сама являющаяся клоном знаменитой китайской Тип-63. Эта система считается устаревшей, при использовании как основная РСЗО для реактивной артиллерии, где рулят ныне куда более крупные калибры. Но по совокупности характеристик – это один из лучших вариантов простого и мощного оружия поддержки на коротких дистанциях и на уровне низовых подразделений. Эдакая «карманная реактивная артиллерия». В хронике с Донбасса регулярно появляются видео, где бойцам НМ приходится использовать для задач поддержки и огневых налетов «в упор» не самый удобный и эффективный переносной Град-П с одной ракетой. Другая сторона тоже химичит с разными РСЗО на очень легкой базе (пикапы и т д), вроде установки нескольких направляющих для РС «Град» или блоков направляющих с разными авиационными неуправляемыми ракетами.

Системы же семейства Тип-75/Тип-63 оптимизированы как раз для таких задач. Это крохотная, почти игрушечная по размерам система с 12 направляющими и достаточно убойными 107-мм ракетами, которые можно выпустить менее чем за 10 секунд на дальности до 8500 метров. Её легко можно перетащить или перекатить группой людей, в том числе и разобрав на части и собрав на месте. Её легко можно установить не то что на автомобиль, но и на легковой автомобиль вплоть до небольшого багги или относительно крупного квадроцикла. При этом из-за веса боеприпасов пользоваться ей могут легко не то что мужчины без подготовки, но и даже женщины и подростки. Это означает и высокую степень удобства обращения в полевых условиях для бойцов с адекватной физической подготовкой.

Женский расчет северокорейского 107-мм РСЗО

-2

Научиться вести огонь в зоне прямой видимости не трудно, причем эффективно можно стрелять по целям в зоне видимости даже освоив лишь прицеливание «на глаз». В формированиях Масуда в Афганистане системами Тип-63 в принципе умел пользоваться практически каждый боец. Пусть и на уровне «повернуть туда» и открыть огонь “куда-то туда”, используя в качестве устройства инициирования даже батарейки и проводки.

Оригинальная система, и её многочисленные клоны (северокорейские, иранские, турецкие и т д) и потомки применялись и применяются в десятках войн и конфликтов (из последних – войны в Сирии и Нагорном Карабахе). Причем применяются как регулярными армиями, так и повстанческими и террористическими группами. Она невероятно проста и неприхотлива. Её легко привозить и провозить как угодно, на чем угодно и куда угодно. Её нетрудно снабжать боеприпасами, в том числе из-за их относительно малого веса и размеров самих боеприпасов и их тары. В КНДР этой РСЗО часто оснащается обычная бронетехника поля боя (БТР, машины поддержки), так как эта система является основным оружием этих машин, позволяя мгновенно накрыть цель очень мощным направленным огнем. Куда более мощным, чем, например, это сделал бы пулемет или даже автоматическая пушка. Особо следует отметить то, что боеприпасы разных производителей обоюдно совместимы с чужими пусковыми. На мировом рынке (в том числе и негосударственных продавцов) доступны очень продвинутые боеприпасы для этой РСЗО.

-3

Пример 107-мм РСЗО на северокрейской бронемашине

Ну и именно северокорейский вариант тут очень удобен. Промышленность КНДР произвела большое их количество (многие тысячи штук) и если надо легко произведет ещё. Они отлично освоены в войсках, и к ним написаны все возможные инструкции. Боеприпасов тоже изготовлены горы и если надо произведут быстро ещё. А потребность НМ ЛНР и ДНР – это уровень нескольких десятков (в самом-самом экстремальном случае, сотен) таких установок. В сочетании с наставшей эрой беспилотников в каждом подразделении – может получиться весьма интересная комбинация. В первую очередь из-за очень короткого времени накрытия цели и работы групповым залпом (в отличие от минометов и тем более Град-П) в сочетании с высокой эффективностью и дальностью прицельной стрельбы залпом 107-мм боеприпасов

Во-вторых, ещё одна потенциально нужная система – северокорейский аналог израильской Spike-NLOS. Это многоцелевая тактическая ракета, которая первоначально ПТУР, но вообще подходит для поражения любых малоразмерных целей на рабочей дальности (ДОТов, катеров, автомобилей, артиллерийских орудий, минометов, отдельных малоразмерных окопов и т д). Надежная рабочая дальность северокорейской ракеты – до 10 км.

Ключевое преимущество этого комплекса такое же, как у израильского вдохновителя –возможность вести огонь с закрытых позиций. Ракета запускается и дальше уже ей управляет оператор. Причем оператор получает информацию с оптико-электронной системы в головной части ракеты на экране в боевой машине, и способен управлять ею примерно также, как барражирующим боеприпасом. Благодаря этим особенностям есть возможности: выбирать цель уже после запуска или изменять цель; получать разведывательные данные в реальном времени и опознавать цель; минимизировать сопутствующий ущерб и исключать огонь по своим; достигать высочайшей точности на максимальной дальности с первого выстрела; вести огонь с закрытых позиций и вне дальности огня большинства оружия поля боя. Из плюсов также стоит отметить то, что поражение цели осуществляется сверху. Известно о двух базовых платформах для размещения этой ракеты – это ПУ М-2018 (это западный индекс) на базе трехосного БТР и ПУ М-2022 на базе двухосного автомобиля. В каждом варианте число ракет готовых к немедленному применению 8 штук.

-4

Парад в Пхеньяне. Северокорейский аналог израильской Spike-NLOS на базе БТР

-5

Компактность, быстрота развертывания и огневая мощь комплекса позволяют снизить зависимость малых подразделений от артиллерийской и воздушной поддержки и дают им возможность эффективно бороться с укреплениями, танками и другими трудноуязвимыми для обычного пехотного оружия целями.

Автомобильная версия комплекса и сама ракета не так уж и сложны для современного поколения операторов выросших на интерфейсах гражданской бытовой электроники и компьютерных играх, а потому в короткие сроки могут быть освоены. C логистическим обеспечением их применения на ТВД особых проблем тоже быть не должно.

Особо следует отметить, что одна такая машина с дистанции до 10 км может обстрелять до 8 целей за короткое время, с попаданием сверху. Также важным фактором является то, что на равнинной однородной местности техника сверху выглядит оптически очень контрастной. А потому стрельба по технике противника в степном и подобном ландшафте с закрытых позиций вообще превращается в тир для операторов. Степи и поля конечно не пустыня, но тоже хорошо.

Бог войны

Касаемо нормальной артиллерии, ствольной и реактивной, на севере Корейского полуострова тоже есть интересные варианты.

-6

Во-первых, северокорейский аналог чехословацкого ГРАД RM-70, вполне серийный – РСЗО М-1992. (Да, 122-мм не то чтобы идеальный калибр, но от него не уйти и применяться он будет.) Отличие этой версии чуть более длинная колесная база. И вот зачем. Смотрим характеристику чехословацкого оригинала:

«Существенным отличием RM-70 от прототипа являются ее повышенные огневые возможности: через две минуты после производства первого залпа RM-70 может дать второй залп и покинуть боевую позицию еще до того, как по ней будет нанесен ответный удар противника. Эта возможность обеспечивается гидравлическим устройством для механизированного перезаряжания пусковой установки. Оно представляет собой стеллаж, на котором боезапас, состоящий из 40 реактивных снарядов. С помощью гидравлического привода снаряды могут перемещаться в горизонтальной плоскости в сторону кормы колесного шасси (в эту же сторону направлены и головные части ракет). Для перезаряжания пакет направляющих артиллерийской части поворачивается на 180° и устанавливается с нулевым углом возвышения. Все 40 снарядов, расположенные на стеллаже, одновременно вдвигаются в направляющие, после чего пусковая установка может продолжить стрельбу. Предусмотрено также перезаряжание пусковой установки вручную с помощью транспортно-заряжающей машины. Стрельба ведется с использованием тех же придельных приспособлений, которые установлены на БМ-21».

В общем, эта машина дает возможность в отличие от обычной ПУ ГРАД выпустить за несколько минут столько же РС по цели, сколько сделали бы за то же время 2 обычных ПУ БМ-21! Только в два залпа, с короткой паузой на механизированную практически мгновенную перезарядку. В отличие от долгой ручной. То есть одна батарея таких РСЗО за несколько минут обработает цель как 2 батареи БМ-21. Причем тем же числом машин. Пока надо появляться в зоне ответного огня противника, то лучше пользуясь моментом тащить меньше машин и людей и запускать больше снарядов.

-7
-8

Ну или отстреляв стандартные 40 реактивных снарядов и покидая позицию, она будет готова очень быстро. Либо перезарядиться сразу после залпа, либо на промежуточной остановке где-то под кронами деревьев, либо сразу перед залпом. Важное преимущество – минимизация трудозатратных операций в поле после полной зарядки машины на два залпа. Обычная машина БМ-21 таких опций не дает.

А полная или частичная ручная (или с использованием ТЗМ, транспортно-заряжающих машин) загрузка БК на уже пустую машину может выполняться вдали от зоны надежного огня противника. И потребляет она те же реактивные снаряды, что и классический ГРАД. По крайней мере, классический М-21ОФ точно. Физика и прицельные – приборы полный клон ГРАДа. Переучиваться особо не надо.

-9

Еще один плюс – это особенности ведения огня в двухзалповом режиме. Если 122-мм РСы накрывают скопление совсем не укрытой или не особо укрытой пехоты или легкой техники, то прилет РС характерных по звуку и темпу приводит к стандартному алгоритму «залечь и потерпеть примерно минуту». Прилёт всего через две минуты снова аналогичного по силе и плотности залпа накроет многих до того вставших и отряхивающихся. Ну и норматив по РС на 1 га цели такой-то выполняется в 2 раза быстрее/меньшим числом машин. Иной темп огневого воздействия, меньше машин на передовой и меньшим числом расчетов рисковать на 1000 снарядов, отправленных во врага. Меньше прочий расход ГСМ и т д. Не чудо-оружие, но придает дополнительную гибкость. Некоторое число подобных систем Киев получил из стран Восточной Европы. Донецку и Луганску что-то такое тоже могло бы пригодиться.

Да, не всегда есть возможность, ибо контрабатарейная борьба. Но не везде она у противника обеспечивается уверенно, ведь протяженность линии соприкосновения огромная и перекрыть всё и везде одинаково хорошо технически невозможно. На это также указывают горы стрелянных боеприпасов у буксируемых орудий обеих сторон, указывающие что местами орудия работают с места довольно долго.

Кстати, о буксируемых орудиях. В СМИ были сообщения о том, что Киев получил небольшое число 130-мм пушек М-46. Это довольно экзотический калибр на фоне привычных 122-мм, 152-мм или 155-мм. Но у ВСУ острый дефицит артиллерии. Однако на 130-мм пушки М-46 стоит посмотреть внимательнее. И вот почему.

Это достаточно старое орудие, родом из 1950-х. Серийное производство в СССР продолжалось до 1970-х. Выпускался клон и в КНР – это пушка Тип-59 (выпускалась и в 1980-х). В свое время в СССР было принято решение заменять М-46 на семейство «Гиацинт». С годами М-46 в России шли на хранение, а также продавались или передавались союзникам. Например, есть данные о передаче с хранения старых М-46 Сирии в 2010-х. Во многих других странах их либо снимали с вооружения, либо переводили на хранение, либо списывали на металлолом, либо меняли калибр ствола на 155-мм.

-10

М-46 в Сирии

Тем не менее – это выдающееся орудие. С очень продвинутой баллистикой не только для своего времени. Даже ныне она выглядит неплохо. И если в СССР развивали уже линейку «Гиацинт», то в Китае продолжали совершенствовать и Тип-59. В первую очередь по части создания новых и новых дальнобойных снарядов. Тем более, что в 1990-2000-х годах в мире было достаточно обладателей этих орудий. Хороший экспортный рынок.

В итоге в КНР удалось создать 130-мм снаряды с дальностью стрельбы до 44-х километров! Горькая ирония заключается в том, что в России было много лет не до совершенствования снарядов «Гиацинтов» по дальности. И вышло так, что 130-мм более старая система со снарядами нового поколения стала дальнобойнее более продвинутого потомка, у которого с обновлением поколений боеприпасов получилась многолетняя пауза. Новые китайские снаряды пошли на ура. Иран с использованием китайской технологической помощи создал варианты с дальностью стрельбы до 42 км. А Сирия закупалась как китайскими, так и иранскими снарядами повышенной дальности для своих М-46. Теперь на мировом рынке (прямо или через третьи руки) доступны М-46-совместимые снаряды с дальностями стрельбы до 42-44 км.

-11

130-мм «чудо-снаряды» в Сирии

Следует заметить, что обычно чем дальше цель, тем она менее укрыта (в среднем). В ближней зоне большинство целей так или иначе окопано, в глубине же появляются такие неукрытые цели как колонны выдвигающегося резерва, войска противника в местах скопления, пункты расположения штабов и промежуточных складов и т.п. Иначе говоря, попавший в цель снаряд в глубине в среднем наносит больше ущерба, чем снаряд выпущенный по переднему краю (при прочих равных). Да, на таких диких дальностях возникает большое рассеивание. Но для уверенного поражения цели на таких дальностях эффективный огонь просто должен вестись не одной батареей, а несколькими сразу, чтобы компенсировать рассеивание.

Но в мире давно существует дефицит тех самых пушек М-46/Тип-59. Ибо серийное производство давно завершено даже в Китае. Потому почти всё, что есть ныне – это уже довольно изношенные системы. Так причем тут КНДР? А то, что именно там М-46 даже в 2000-х продолжали выпускаться! Небольшая партия (дивизион) была отгружена в 2000-х в Мьянму. И у КНДР до сих пор запас и этих пушек, и стволов к ним и прочих расходников. Включая изготовленные в 1990-2000-х. И на стрельбах в КНДР до сих пор можно увидеть М-46.

-12

Северокорейские аналоги советской 130-мм пушки на стрельбах

Так что если НМ ДНР и ЛНР может принципиально понадобиться сильно увеличить дальность стрельбы (например, бить вне досягаемости артиллерии врага и надёжного захвата его РЛС АИР или просто создавать регулярный концерт в 25-35 км от переднего края), то опции есть. Актуальный боевой опыт использования этих орудий с новыми дальнобойными боеприпасами в достатке у сирийских артиллеристов. Так что, есть кому помочь местным быстро освоить матчасть в случае чего.

Ответ HIMARSу

Относительно высокоточных систем, работающих на большие дистанции. Тут тоже есть чем затариться в КНДР. HIMARS – это ракетная система с корректируемыми высокоточными боеприпасами. Если координаты цели определены точно и цель не прикрыта адекватной системой перехвата на подлете, то она очень эффективна. Это верно для любой такой системы, а не только HIMARS. Соответствующие боеприпасы в условиях большой войны не то чтобы легко доступны. Даже США не в состоянии удовлетворить все хотелки Киева в подобных боеприпасах. С нашей стороны высокоточные ракеты для «Торнадо-С» тоже имеют ограниченные запасы и производство явно не уровня «артиллерийский чугуний». Потому не грех поискать и импорт.

КНДР с середины 2010-х серийно выпускает 300-мм РСЗО KN-09 с максимальной дальностью стрельбы 200-250 км и высокоточными ракетами (в передней части корпуса установлены аэродинамические поверхности для корректировки уже в полете). На одной пусковой установке 8 направляющих с ракетой в каждой. Есть варианты как с обычными осколочно-фугасными, так и кассетными и проникающими бетонобойными БЧ. Точность на открыто опубликованных стрельбах продемонстрирована на уровне «гарантированное попадание в небольшую постройку уровня дачный домик на дистанции более 100 км». Т е как у нормального высокоточного боеприпаса.

-13

KN-09 на параде и на стрельбах

-14

Так что, имея такие системы с обученными расчетами (своими или советников), НМ ДНР и ЛНР могли бы самостоятельно позволить себе удары высокой точности на дальности до 200-250 км. Это более серьезная и дорогая система. И потому, тут потребуется более длительный цикл обучения. Однако даже 1 батарея из 6-8 пусковых установок могла бы радикально улучшить возможности по поражению вскрытых приоритетных целей в глубине порядков противника. Особенно складов, пунктов управления и т д.

Длинная рука

У России тут есть «Искандеры». «Искандеры» – это всё-таки ракета очень ценная, дорогая и в настоящее время в больших объемах нужна самим ВС РФ. Но что можно было бы поставить на вооружение Луганска и Донецка аналогичного? Тут тоже есть варианты и без ущерба для складов ВС РФ. Так, в КНДР на вооружении состоит свой аналог нашего «Искандера» – KN-23 (западный индекс).

-15

Северокорейский аналог «Искандера» (западный индекс KN-23) на параде и на стрельбах

-16

Оригинальная система, но выполненная в рамках модной современной компоновки. Ракеты схожей геометрии и конструкции разработали и производят не только Россия, но и Китай и Южная Корея. Да и до начала СВО на Украине развивался проект оперативно-тактической ракеты «Гром», относящейся к этому семейству.

Однако северокорейская KN-23 – это очень точная оперативно-тактическая квазибаллистическая ракета с большими возможностями по преодолению ПВО и ПРО и проверенной дальностью стрельбы до 690 км, а также коротким циклом предстартовой подготовки. Для нее есть и подходящий для Донбасса вариант ПУ, пусковой установки – на колесном шасси повышенной проходимости с двумя ракетами. Отличная «длинная рука». Это хорошее серийное оружие (очень много пусков на полигонах КНДР, что указывает на производство в достаточном объеме). Несколько ПУ и несколько десятков ракет в наличии – это бы сильно улучшило жизнь штабистам Донецка и Луганска.

Вместо заключения

О том, что еще есть в КНДР интересного по части военного железа можно писать сотни страниц. Только это будет несколько выходить за рамки изначального вопроса. Задачей было показать примеры того, что может быть полезным либо «здесь и сейчас», «либо очень скоро» при начале военно-технического сотрудничества трёх народных республик – ДНР и ЛНР с КНДР. И автор надеется, что этими возможностями не будут пренебрегать те, кто находятся на соответствующих должностях.

-17

ВЛАДИМИР ХРУСТАЛЕВ