Найти тему
Детсовет

Вредные советы логопеда для родителей первоклассника

Фотографии: Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Фотографии: Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Логопедические проблемы у детей часто дают о себе знать после 1 сентября, когда на их решение, казалось бы, уже совсем нет времени. Родители ждут, что эти проблемы решит школа, не осознавая, что двойки за диктанты или плохо выученные стихи — это не признак лени, а повод обратиться за помощью. Специалист центра MyLogoped Эльвира Торба рассказывает о распространенных родительских заблуждениях, которые осложняют жизнь первоклассникам.

  1. «Проблемы не такие уже серьезные, уйдут по мере обучения».

    Полагаться на то, что школа «исправит» небольшие дефекты в речи ребенка  —  серьезная ошибка. У учителей в первых-вторых классах очень большая нагрузка, которая порой мешает им вовремя заметить логопедические нарушения у детей и сообщить о них родителям. В результате к специалистам приходят школьники третьих-четвертых классов, когда учеба уже идет вовсю, а ребенок ничего не успевает.

    Например, бывает, что у ребенка все звуки хорошие, а фонематический слух нарушен. В итоге, когда он начинает активно писать диктанты, обнаруживается, что он систематически заменяет «б» на «п», «г» на «к», «д» на «т».

    В такой ситуации работа с логопедом будет сложной и займет много времени. Поэтому, если в начале учебы появились подозрения на какие-либо логопедические проблемы у ребенка, стоит проверить их сразу, не откладывая в долгий ящик, — хотя бы пройти диагностику.
  2. «После 1 сентября поздно идти к логопеду, у нас нет на это времени».

    Во-первых, проблему все равно придется решать позже, но на нее уйдет гораздо больше сил и времени (см. пункт.1). Во-вторых, есть и хорошая новость: если у первоклассника отсутствует один или даже несколько звуков, обычно это можно исправить довольно быстро. 

    У трудоспособного школьника, который выдерживает довольно продолжительные занятия, при работе над одним звуком автоматически появляются и другие звуки этого ряда  — например, при работе над «с» сами собой «встают» «з» и «ц». 

    Поэтому не стоит заранее бояться, что работа с логопедом займет слишком много времени.
  3. «Для учебы важен не интерес, а прилежание».

    Еще до школы родителям стоит насторожиться, если ребенок в принципе не интересуется чтением, отказывается от него. 

    Чтение  — процесс увлекательный, хотя и сложный на первых этапах. В норме ребенок сам постепенно начинает проявлять к нему интерес. Если этого интереса нет вовсе, важно разобраться, почему так произошло. 

    В начальной школе родители задаются вопросом, почему ребенку тяжело читать: например, он плохо соединяет слоги в слова, не читает окончания и т. п. Это не значит, что ребенок ленится или не хочет — ему на самом деле может быть трудно. Логопед подскажет, какие тренажеры и упражнения использовать, по какой схеме начинать читать, и всего 2-3 недели занятий очень помогут запустить этот процесс.
  4. «У ребенка нет проблем с произношением — значит, логопед ему ни к чему». 

    У многих детей с хорошим фонематическим слухом возникают неожиданные сложности  — например, проблемы со стихотворениями. Ребенок не может запомнить даже пару строчек, в голове у него «белый лист». В моей практике был такой ребенок, которого я в итоге направила к неврологу. Выяснилось, что проблема была результатом огромного внутреннего стресса после развода родителей. Когда мы привлекли к работе папу, у ребенка сразу произошел колоссальный положительный сдвиг.
  5. «Проблемы с письмом  —  это точно не к логопеду». 

    Если у ребенка сложности с письмом, не развита моторика, тяжело держать в руках ручку, карандаш — специалист подскажет лайфхаки, которые помогают решить проблему в относительно короткие сроки. Например, очень хорошо работают красивые насадки для карандашей и ручек в виде любимых героев книг и мультиков или игровые упражнения с карандашами.

    Даже несколько занятий с логопедом могут существенно помочь ребенку. Хотя, конечно, родителю нужно быть настроенным на систематическую и продолжительную работу.