8 сентября в России отмечается День воинской славы. Он приурочен к завершению Бородинского сражения русской армии под командованием Михаила Кутузова с французской армией под командованием Наполеона Бонапарта. Какое значение имеет это событие для русской истории, рассказал кандидат исторических наук.
210 лет назад состоялось самое кровопролитное однодневное сражение в истории человечества — Бородинская битва в русской истории или Битва у Москвы-реки во французской истории. Поскольку окончательного разгрома над врагом не одержал никто, обе стороны приписывали победу себе, и споры по этому поводу продолжаются среди историков по сей день. К каким последствиям на самом деле привела эта грандиозная баталия, рассказал исполняющий обязанности заведующего кафедрой специальных исторических дисциплин и изучения истории и обществознания Максим Крот.
«Целью армии Наполеона являлся разгром и уничтожение русской армии, что автоматически привело бы к успешному завершению русской кампании. Цель русской армии заключалась в том, чтобы остановить Наполеона и перехватить стратегическую инициативу. Русской армии пришлось отступить, оставив историческую столицу России — Москву, что было, несомненно, очень болезненным шагом. Но русская армия не была уничтожена: она сохранила свою боеспособность и кадровое ядро, офицерский состав, организацию, что в условиях продолжения боевых действий в самом центре России давало ей огромные преимущества. Не сумев уничтожить русскую армию в генеральном сражении, которого так жаждал Наполеон, он, фактически, потерпел неудачу, поскольку стратегическое преимущество после сражения, несмотря на вступление врага в Москву стало склоняться на русскую сторону. Таким образом, можно говорить, что исход сражения содержал в себе условия для продолжения дальнейшей борьбы и итоговой победе над захватчиками», — рассказал Максим Крот.
Ученый добавил, что подсчет потерь и рассуждения о том, что победителем является тот, за кем осталось поле боя, в данном случае не должны приниматься в расчет при определении победителя, поскольку при оценке итогов сражения необходимо учитывать весь ход военной кампании 1812 года. Бородинскую битву можно рассматривать только в общем контексте титанической борьбы России против коалиции европейских государств под предводительством наполеоновской Франции.
Историк подчеркнул, что в изучении Отечественной войны 1812 года по сей день сохраняется много малоизученных аспектов: ход подготовки к войне, деятельность русской разведки и дипломатии накануне войны, роль различных государственных имперских институтов в организации государственной обороны, деятельность русского тыла и экономическое обеспечение боевых действий, общественные реакции на войну, судьба военнопленных, политика памяти и многое-многое другое.
«Не нужно забывать, что Отечественная война 1812 года — это лишь часть конфликта между Россией и Францией, который продолжался до 1814 года, когда России удалось лишить Наполеона его союзников, освободить Европу от французских оккупантов и победоносно вступить в Париж. Искусственное отделение событий 1812 года от походов русской армии в 1813–1814 годов, имеющее место в историографии, обедняет русскую победу над столь сильным и опасным противником. Неверно это и с научной, и с моральной точки зрения. Ведь не приходит же никому в голову отделять освобождение стран восточной Европы Красной армией от событий Великой Отечественной Войны! Многие подходы к изучению Наполеоновских войн в настоящее время претерпевают изменения. Открытие новых источников, в том числе зарубежных, использование новых исследовательских методов, должно помочь понять и глубже рассмотреть это тяжелое и, одновременно, славное событие русской истории», — отметил Максим Крот.
Доцент ЮФУ порекомендовал всем интересующимся темой Отечественной войны 1812 года почитать исторические труды Виктора Безотосного, сотрудника Государственного исторического музея и Андрея Попова, профессора Самарского государственного социально-педагогического университета.
Особняком в ряду исследователей стоит генерал-майор Исаак Быкадоров — донской казак, участник Первой мировой и Гражданской войн. В 1920 году он эмигрировал в Париж и стал военным историком, исследователем истории казачества и его взаимодействия с Россией с доордынских времён до новейшей истории. Содержатся в его трудах сведения и об участии казаков в Бородинском сражении.
«Эта война носила довольно маневренный характер: русская армия сначала отступала, избегая генерального сражения с Наполеоном, а затем преследовала его, вытесняя и уничтожая «Великую армию». В ходе обоих этапов войны казаки как особый род легкой конницы оказались просто незаменимы. Некоторые современные ученые считают, что наиболее весомый вклад в организацию русской победы, наряду с мужеством солдат и талантом командования, сыграла русская лошадь, вынесшая на себе все тяготы войны. Искусные кавалеристы, незаменимые разведчики, мастера маневра, прикрытия и преследования — казаки сыграли огромную роль в разгроме неприятеля в 1812 году»,— подчеркнул Максим Крот.
Тяжелые оборонительные бои донские казаки начали вести еще за три дня до начала битвы. В сражениях 4 сентября у села Гриднева и 5 сентября у Колоцкого монастыря донцы под огнем французских батарей атаковали итальянских конных егерей наполеоновской армии и уничтожили 3 эскадрона. Героем этих боёв был казачий генерал-майор Иван Краснов — соратник великого Александра Суворова. Краснов лично возглавил атаку против неприятеля, получил тяжелое ранение, от которого вскоре после боя скончался.
В Бородинской битве в составе русской армии участвовало 20 казачьих полков и две конноартиллерийские роты. Из них 14 казачьих полков были сформированы в отдельный корпус под командованием атамана Матвея Платова, памятник которого венчает собой площадь возле Главного корпуса Южного федерального университета.
Казачьи полки также были включены в корпус генерал-лейтенанта Фёдора Уварова, располагавшийся на правом фланге русской армии. С началом Бородинского сражения донские казаки атамана Платова направились на левый фланг неприятельской армии для поиска слабых мест в боевых порядках французов. Вскоре донцы обнаружили броды через реку Колочу и Платов направил Кутузову предложение «совершить диверсию в тыл противника».
Оценив стратегическую обстановку, главнокомандующий русской армии дал добро: это был знаменитый рейд русской конницы Платова-Уварова, который существенно повлиял на ход сражения. Командующий итальянской гвардией Эжен Богарне чуть было не попал в плен к казакам. Наполеон был вынужден на несколько часов приостановить наступление в центре и на левом фланге русских позиций, и направить две крупные колонны войск на помощь Богарне. Казаки, натолкнувшиеся на превосходящие силы противника, уничтожив и разграбив его обозы, захватив пленных, вернулись в расположение своих частей. Этот рейд заставил Наполеона воздержаться от ввода в бой своего главного резерва — Старой гвардии, что не дало возможности прорвать русские оборонительные позиции.
Максим Крот назвал также свою любимую экранизацию Бородинского сражения:
«Классический советский шедевр «Война и мир», снятый блестящим режиссером и актером Сергеем Бондарчуком, отличается не только точностью в воспроизводстве идей романа, но и размахом съемок, который вряд ли может быть превзойден. Батальные съемки, проводимые без каких-либо цифровых технологий, с привлечением тысяч актеров, лошадей, масштабной аэросъемкой, грандиозными пиротехническими эффектами — всё это поражает воображение и сегодняшнего зрителя и создает эффект погружения в сцены Бородинского сражения. Так что студентам могу порекомендовать обращаться к бессмертной классике», — подытожил Максим Крот.
Столь грандиозные и знаковые исторические события, каким являлась Отечественная война 1812 года и главная её баталия — Бородинская битва, всегда будут привлекать к себе внимания все новых и новых поколений исследователей. Несмотря на огромный интерес и множество исследований, посвященных этому событию, интерес к нему не угасает, да и не может угаснуть.