Найти тему
Art Witch

«Безумец рухнул с высоты»: миф об Икаре

Оглавление

Один из самых известных мифов Древней Греции миф о Дедале и Икаре. В отличие от остальных, в этой истории не принимают участия боги. Главные герои там обычные люди, которые жестоко расплатились за гордыню и самоуверенность.

Первый полет в истории человечества

Дедал был скульптором и слава о его искусстве неслась по миру. Он усовершенствовал техники ваяния, изобрел новые инструменты, но из зависти убил своего племянника Тала, потому что думал, что тот может превзойти его в таланте и известности. Стремясь избежать смертной казни за жестокое убийство, Дедал скрылся у всесильного Миноса, правителя Крита. Именно он построил для царя лабиринт, где был заточен Минотавр.

Прожив несколько лет на острове, Дедал решил сбежать вместе с сыном Икаром. Единственный способ покинуть остров – по небу, и тогда Дедал изобрел первый летательный аппарат, сконструированный как крылья птиц. Они были сделаны из настоящих перьев, скреплены воском, и единственное ограничение, которое надо было соблюдать – не подниматься близко к солнцу, чтобы воск не расплавился. Икар же, возгордившись обретенной силой, решил достичь небесного светила, и упал с небес.

Остров Икария. Греция
Остров Икария. Греция

Судьба отняла у Дедала сына, жестоко отомстив за то, что когда-то он убил своего племянника. Икар упал в море, которое было названо в честь него, Икарийским (часть Эгейского моря), чтобы люди всегда помнили, как опасна может быть самоуверенность и бесстрашие, граничащее с глупостью.

Подобно птицам

Миф о Дедале и Икаре волновал многих живописцев и часто становился поводом к созданию картин. Много полотен посвящено не самому полету, а подготовке к нему. Вероятно, так произошло из-за сложного психологического смысла сюжета – отец сам привязывает крылья сыну, а ведь именно они и стали причиной гибели юноши.

Андреа Сакки. Дедал и Икар. 1645 г.
Андреа Сакки. Дедал и Икар. 1645 г.

Андреа Сакки – итальянский художник, в творчестве которого соединились несколько стилей живописи: академизм, классицизм и барокко. Академизм и классицизм боролись против натурализма в живописи, превознося вневременные формы совершенной красоты, и в полотне Сакки представления о вечной эстетике воплотились в Икаре – женственном юноше с прекрасным лицом. При этом динамическая композиция и резкая светотень соответствует художественному языку барокко, которое в середине XVII века еще не вышло из моды.

Сакки противопоставляет образы отца и сына – Икар светлокожий, его черты лица абсолютно правильны. Дедал же, по сравнению с ним, грубее и жестче – его внешность брутальна, волосы и кожа намного темнее. С одной стороны, такое решение можно оценить как противопоставление двух возрастов: нежность юности и мужественность зрелости. Но, возможно, это связано со смыслом мифа: Дедал как олицетворение греха тщеславия, и Икар как его невольная жертва.

Доменико Пиола. Дедал и Икар. 1670-е гг.
Доменико Пиола. Дедал и Икар. 1670-е гг.

Другой итальянский мастер, Доменико Пиола, заимствует общее решение у Сакки, но приближает его к эстетике барокко. Сложные силуэты, подсвеченные контрастной светотенью, эффектно подчеркнутая анатомия напряженная мускулатура делают полотно визуально эффектным. При этом противопоставления образов отца и сына здесь упрощаются только до возраста – пожилой, умудренный сединами Дедал и Икар, который здесь похож на младенца-путти, а не на отрока.

Петр Соколов. Дедал привязывает крылья Икару. 1777 г.
Петр Соколов. Дедал привязывает крылья Икару. 1777 г.

Петр Соколов работал в XVIII веке в России, когда академическая живопись была на этапе становления. До открытия Императорской Академии художеств античные сюжеты не были распространены в русском искусстве, и первые годы мифы были идеальными штудиями – сюжеты давали возможность обращаться к обнаженной натуре и совершенствовать собственное мастерство.

К таким работам, где главным стало мастерство живописца, можно отнести и картину Петра Соколова, где центром становится именно анатомия физически развитых мужчин. Художнику превосходно удается передать своеобразие тел юноши и зрелого мужчины, противопоставляя изящность и силу. Снова тот же контраст светлого и загорелого тела, как и в живописи Сакки, подчеркивает разницу жизненных этапов, на которых находится Дедал и Икар.

Волшебство полета

Некоторых художников больше привлекал сам момент полета или падения Икара, как, например, Питера Пауля Рубенса.

Питер Пауль Рубенс. Дедал и Икар. 1636 г.
Питер Пауль Рубенс. Дедал и Икар. 1636 г.

В рисунке фламандского мастера, чуткого знатока античности, центром становится падение Икара, низвергнутого с высоты небес. Дедал, хоть и летит рядом, не может его спасти. Трагедию глупой смерти подчеркивают резкие линии силуэтов, изломанная пластика Икара, полет которого из величественного превратился в нелепый.

Питер Брейгель-старший. Падение Икара. 1558 г.
Питер Брейгель-старший. Падение Икара. 1558 г.

Совсем другие акценты ставит Питер Брейгель-старший. На первый взгляд вообще неясно – где здесь Икар, ведь главным героем картины кажется крестьянин, мирно идущий за лошадью, которая тащит плуг. Икар же торчит в море вверх ногами в правой нижней части, и к его падению оказались равнодушны и люди, и сама природа. Вечность забрала еще одного юношу, но в мире ничего не изменилось со смертью еще одного человека. В этом абсолютном безразличии и есть драматизм полотна, воспринимающегося как обычная сцена из крестьянской жизни.

Итоги

Миф о Дедале и Икаре был популярен на протяжении всей истории культуры. Главная мораль этого сюжета в том, что стремление вознестись выше, чем то подразумевает человеческая природа, может привести к гибели. Еще одна линия, которая прослеживается – неотвратимость жесткого наказания за грех, ведь ни одно содеянное зло не останется безнаказанным.