– Буратино я рисовал два месяца. В новой книге ему должно быть три года, а у меня, как ни старался, получалось пять, – рассказывал мне Леонид Владимирский в своей мастерской, куда я напросилась после нежданного знакомства.
С легендарным иллюстратором сказок «Приключения Буратино, или Золотой ключик», «Волшебник Изумрудного города» и «Три толстяка» мы встретились во Дворце пионеров на Воробьевых горах. Очень высокий, одетый в свободную блузу, с белой бородой и в квадратных очках, он ходил по холлу с детскими поделками, дожидаясь своей лекции для школьников, и был похож на доброго волшебника.
– Вы не хотите поговорить с Леонидом Владимирским для вашей статьи? Он пока не занят, – предложил мне сотрудник пресс-службы.
– Так это он?! Неужели тот самый?
В разговоре он не отказал и, хотя держался строго, потом не выходил у меня из головы. Человек, нарисовавший сказки, на которых мы все выросли! Одна из приятных сторон профессии журналиста в том, что можно увидеться с теми, кто тебе нравится. Нужно только найти повод. И подходящий представился: как раз приближался юбилей книги. Один телефонный звонок – и вот я в мастерской художника недалеко от Нового Арбата.
В двухкомнатной квартирке столы завалены рисунками. Всевозможных размеров, от больших до крохотных. Их здесь сотни! Страшилы, Дровосеки, Тотошки и Львы написаны акварельными красками на обычной бумаге. Мне они все кажутся идеальными, но художник определяет их как наброски и творческий брак.
– Возьмите себе что-нибудь на память, – предлагает автор, – мне это уже не нужно. Я их рисую каждый день.
Я из скромности отказываюсь, о чем буду горько сожалеть. Прихвати я каплю из этого моря картинок, их создатель даже бы не заметил.
Рассказывать о себе он начинает, не дожидаясь вопроса. Говорит, с детства увлекался рисованием и поэзией. Но отец посоветовал выбрать «серьезную» профессию, поэтому пришлось поступать в инженерно-строительный институт. Однако получить диплом не успел – началась война.
О своей службе в годы Великой Отечественной Леонид Владимирский упоминает вскользь: якобы героем не был, на передовой не воевал, просто строил мосты и дороги.
Видно, что он не лукавит и свой вклад в победу и правда считает скромным. Но разве это не важно – возводить мосты для армии?
Когда наступило мирное время, он собирался доучиться на инженера-строителя. Но вышло иначе. Однажды случайно оказавшись рядом со ВГИКом, узнал, что идет набор студентов, и решил тоже сдать экзамены – на художественный факультет. Все испытания прошел успешно, и его зачислили на отделение мультипликации.
– Мне интересно то же самое, что интересно детям. Потому что внутренне я не повзрослел. Моей душе всю жизнь как будто лет девять, – так художник объяснял, почему он стал иллюстрировать сказки.
Но сначала были не книги, а диафильмы. Первый – «Руслан и Людмила» по поэме Александра Пушкина – он нарисовал еще студентом как дипломную работу. Вскоре талантливого автора пригласили работать на студию «Диафильм», причем сразу главным художником. Вот тогда и появился образ Буратино, который мы все знаем: в красно-белом колпачке.
Озорное личико деревянного мальчишки Леонид Владимирский рисовал со своей пятилетней дочери. Через несколько лет она стала моделью еще и для Элли в «Волшебнике Изумрудного города» Александра Волкова.
Книга из того первого тиража 1959 года бережно хранится в моей домашней библиотеке. А рядом стоит еще одна, изданная полвека спустя. Рисунки вроде те же самые, но если присмотреться, попадаются отличия. И когда я интересуюсь, почему, автор открывает мне секрет. Это не фотокопии. Иллюстрации для переизданий он рисовал заново, чтобы сделать их еще лучше.
– А куда подевалась звезда на шапочке у волшебницы Стеллы? – спрашиваю я.
– Какая звезда?
– На картинке, где Элли встречается со Стеллой, в старой книге звезда на шапочке есть, а в новой ее уже нет.
На это замечание он смущается, словно пойман с поличным:
– Забыл…
Затем мы с полчаса говорим о писателе Александре Волкове. Как Леониду Владимирскому в городской библиотеке предложили почитать «Волшебника Изумрудного города», и, очарованный этой историей, художник бросился разыскивать автора. Оказалось, что тот живет неподалеку, в соседнем переулке. Огромный успех переиздания книги с цветными иллюстрациями вдохновил Волкова написать продолжение – так появились еще пять сказок. Леонид Владимирский отчасти приложил руку еще и к их текстам: например, уговорил писателя сократить число подземных королей. Вместо двенадцати их стало семь – в соответствии с цветами радуги.
Как-то незаметно наш разговор перетекает в другое русло. Художник признается, что ему нравится не только рисовать, но и самому писать сказки. Ведь это очень интересно, что могло бы произойти, если бы Буратино, например, искал клад или попал в Изумрудный город!
– Такой сказки до меня никто не придумал, поэтому я попробовал сделать это сам. И у меня получилось.
Перед тем как расстаться, Леонид Владимирский дает мне совет, которому, похоже, всегда следовал сам: постоянно пробовать новое, не бояться трудностей и вообще все в жизни делать по максимуму.
Через месяц мы увиделись снова. Я привезла запись интервью, которое опубликовала моя редакция. Подстроиться под график знаменитого художника оказалось непросто, потому что он был плотно занят. Хотя ему тогда было уже за восемьдесят, он регулярно встречался с детьми и учил их рисовать.
На наши встречи я захватила из дома сказки. «Волшебника Изумрудного города», которого мой отец получил в подарок еще ребенком. И «Приключения Буратино, или Золотой ключик» – это уже моя книга, изданная в восьмидесятых годах.
Правда, на «Волшебника» бабушка по неосторожности поставила утюг и прожгла первые страницы. Рассказывать такую прозаическую правду создателю книги, подумала я, не стоит. Поэтому сочинила красивую историю: якобы мой папа, когда был мальчишкой, чуть не устроил в доме пожар, но книгу успели спасти из огня.
История Леониду Владимирскому понравилось, а еще больше то, что книгу, даже испорченную, не выбросили, и два поколения семьи пользовались ей по назначению.
– Вот уж правда, что рукописи не горят, – рассмеялся он. – И знаете, а ведь именно этого первого издания нет даже у меня!
По обеим книгам было видно, что их много раз читали, но берегли. За несколько десятилетий страницы не растрепались. «Надо же, в каком они хорошем состоянии!» – автор иллюстраций с удовольствием переворачивал страницы, прежде чем поставить свою подпись и нарисовать шуточный автопортрет – доброго волшебника с бородой и в очках.
Мы долго сидели – на этот раз не в мастерской, а на лавочке во дворе его дома, – и к нам вышла красивая, улыбчивая женщина. Посмотреть, с кем там заболтался папа.
– Это моя дочь Ая, – представил он.
Впрочем, это было понятно и без объяснений. На нас смотрела Элли. Только старше, чем на страницах книги.
– Что еще я могу для вас сделать? – спросил он на прощание.
– Вы уже все сделали. Не только для меня, но и для моих будущих детей и внуков.
Тогда я не знала – он не сказал, – но это именно то, чего Леонид Владимирский хотел сильнее всего на свете. Чтобы книги, которые он проиллюстрировал, продолжали читать детям. Хотя самого художника нет уже семь лет, его желание сбывается. И прямо сейчас в какой-то семье очередной ребенок, разглядывая яркие картинки, погружается в волшебный мир сказки.
Леонид Викторович Владимирский (21 сентября 1920 года – 18 апреля 2015 года). Художник-иллюстратор, писатель, поэт. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Тираж книг с его иллюстрациями превышает 20 000 0000 экземпляров.
#художник #детскаялитература #волшебникизумрудногогорода #приключениябуратино