Найти в Дзене

Семен Спивак: Музыка - прямой путь к чувствам.1 октября - день музыки

Народный артист России, Лауреат премии Правительства России Семён СПИВАК
Народный артист России, Лауреат премии Правительства России Семён СПИВАК
Все свои спектакли я сочинял как песни, добиваясь особого ритма, близкого к музыке, хотя и не сразу пришел к пониманию этого принципа. Потому – музыка превыше всего…

В одном из интервью Вы сказали, что драматический театр не является высшим видом искусства. Превыше всего – музыка. Вы по-прежнему так считаете? Почему?

В чем заключается задача искусства? Вызывать чувства. Музыка же – прямой к ним путь. Мы следуем музыке в ее более широком понимании. Мудрый режиссер строит свой спектакль так же, как композитор строит музыку – чтобы из слов, из отношений между героями, как из нот, возникла нужная мелодия. Все свои спектакли я сочинял как песни, добиваясь особого ритма, близкого к музыке, хотя и не сразу пришел к пониманию этого принципа. Потому – музыка превыше всего…

Считаете ли вы себя дирижером?

Театр как вид искусства зародился пять тысяч лет назад. Профессия же режиссера существует с 1898 года, с момента открытия Московского Художественного театра. Театр, на мой взгляд, еще «не принял» до конца эту профессию. Современная режиссура требует знаний в области психологии, философии, она стала сложной совокупностью профессий: режиссер должен быть в некоторой степени живописцем, музыкантом, дизайнером.

Профессия же дирижера существует половину тысячелетия. Сначала первая скрипка отстукивала начало исполнения, затем она стала показывать его конец, после чего уже встала спиной к зрительному залу и начала держать ритмические переходы. Наконец, скрипач отложил свой инструмент, взял палочку и стал дирижером. За эти несколько столетий музыканты смогли понять и принять эту профессию. Об этом снят замечательный фильм Федерико Феллини «Репетиция оркестра», по сценарию которого музыканты решили, что дирижер им не нужен. На репетициях в театре очень часто бывают споры, в оркестре же это невозможно. Валторны никогда не скажут дирижеру: «Мы будем играть иначе!» Надеюсь, наши потомки будут работать в условиях, когда режиссер станет полноправным членом театрального коллектива.

Народный артист России, Лауреат премии Правительства России Семён СПИВАК на репетиции
Народный артист России, Лауреат премии Правительства России Семён СПИВАК на репетиции

Какие у вас музыкальные предпочтения как у слушателя? Какая музыка Вас вдохновляет?

Мой самый любимый композитор – Моцарт. Его музыка очень похожа на мое представление о театре: легкая, воздушная и глубокая одновременно. Таким я вижу все большое искусство.

Артисты разных поколений на сцене поют, танцуют, музицируют. При поступлении Вы отдаете предпочтение абитуриентам с музыкальным образованием или же их музыкальность – это результат обучения в мастерской?

Мы не проверяем наличия музыкального образования при поступлении. Если абитуриент нам нравится, если он «наш человек», мы его возьмем, не интересуясь его инструментально-исполнительскими навыками и талантами. Куда важнее «внутренняя музыкальность», о которой я уже говорил. Многие великие артисты не владеют ни одним музыкальным инструментом, но обладают особым, «драматическим» слухом. Если эта музыкальность в студенте есть, я ее взращиваю, если же ее нет, советую идти в другие театры.

Хотели бы, чтобы в театре был музыкальный ансамбль, который отвечает за живую музыку?

Большая сцена Молодежного театра оборудована оркестровой ямой, и, конечно, я бы очень хотел задействовать ее при постановке мюзикла, но пока никак не могу найти для него материал. Нет ничего прекраснее, чем живая речь и живая музыка, которые рождаются на наших глазах. Поэтому советую не слушать записи, а идти в концертные залы и филармонии.

Сотрудничаете ли Вы с петербургскими композиторами?

Когда я ставил мюзикл в театре Ленинского комсомола (ныне – Балтийский дом), сотрудничал с замечательным композитором Георгием Фиртичем. Он обладал иронией, которая мне всегда очень близка. В мультфильме «Приключения капитана Врунгеля» исполняется песня «Бандито-гангстерито» на музыку Фиртича. Еще у нас была замечательная встреча с Игорем Корнелюком во время работы над спектаклем «Последнее китайское предупреждение». Надеюсь, с ним мы еще не раз поработаем.

Кто вам помогает в подборе музыки к спектаклю?

Из слов складывается мелодика течения спектакля, а когда не хватает словесных нот, мы восполняем их нехватку настоящими нотами, музыкой, которая становится перемычкой, соединяющей порой несоединяемые слова и сцены. У нас в театре прекрасный заведующий музыкальной частью – Сергей Петрович Патраманский. С его помощью мы и «монтируем» спектакль. Иногда музыка появляется случайно: утром я захожу в кафе выпить кофе, и вдруг слышу там что-то подходящее. Бегу к бармену и прошу дать мне название песни.

Отрывки из интервью Санкт-Петербургскому музыкальному вестнику, №10 от ноября 2019 года
Беседовала Яна ШУЛЬГА