Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Когда весь мир против меня. Всемогущество, проекция, злость

Поговорим сегодня о тех случаях и тех людях, которые испытывают чувство, что весь мир «идет на них войной». В жизни таких людей мы встретим не так уж часто, но время от времени мы имеем с ними дело. И каждый раз видя, как они искренне страдают и переживают по поводу того, что их не принимают в семье, не поддерживают родственники, не ценят на работе или в отношениях, становиться не по себе. Неужели так может не повезти людям в жизни? А от них часто слышишь именно веру в собственную особенность (особенно не повезло) в связи с такими обстоятельствами. Часто подобные люди имеют огромные проблемы с гневом, поскольку после очередного стрессового момента, им приходится бороться не с ситуацией, а именно с гневом, пытаясь обуздать внутренне нарушенное чувство справедливости. Так что же происходит?

Как не удивительно прозвучит, за таким острым ощущением собственного бессилия лежит фантазия о единственном мире и собственном всемогуществе. Только идея об этом всемогуществе может толкать людей на постоянные (хоть и бесплодные попытки) вступать в столкновение с окружающим миром людей. Человек бессознательно представляет себя, что он может изменить другого человека под удобное для себя состояние. Такие люди часто в жизни искренне верят в то, что человек может добиться чего угодно, что можно сохранить любые отношения надо только над этим работать и проявить желание, но каждый раз разочаровано говорят, что люди не меняются, когда не добиваются желаемого. А еще они верят в существование идеального партнера, который ничего не хочет, но дает все и всегда.

Давайте разберемся с основой переживания всемогущества и единства мира. А идея эта в психоанализе получила название защитных механизмов «всемогущество» и «проекция». И из названия уже становится понятно, что это защита. Теперь давайте разбираться против чего. Поскольку эти механизмы относятся традиционно к механизмам доэдипального уровня, можно предположить, что и страхи, против которых они направлены, это страхи очень маленьких, а следовательно, беспомощных детей. Поэтому мы имеем дело с анигиляционными страхами. Страхами распада и исчезновения. Дело в том, что защитных механизм проекции позволяет нам иметь фантазию о том, что мы можем контролировать все и менять в необходимом нам направлении. А ведь для очень маленького и беспомощного ребенка мир не так безопасен, как для взрослого человека. Для ребенка - это вопрос выживания.

И когда мы вместе с клиентом погружаемся в этот очень странный, но интересный мир, мы сталкиваемся со следующей фантазией – если я откажусь от контроля, то тогда весь мир рухнет и я не справлюсь ни с чем. Магическим образов и внезапно человек потеряет все навыки, которыми он обладал до момента отказа от всемогущества. Защитный механизм проекции дополняет эти защиты, поскольку также снижает страхи перед окружающим миром, создавая иллюзии каких-то однозначных решений. Потому что бессознательно страшно даже представить себе, что может быть в неоднозначном мире. В таких людях лежит глубокая идея собственной не-Окейности и фантазия о том, что Окейность – это соответствие некоторым правилам. Кроме того, есть некоторое представление о конечности жизни в понимании какого-то количества или качества, которое нужно получить. Например, заработаю миллион и буду счастлив. Вылечим болезнь родственника и расслаблюсь. Но жизнь – это процесс. В ней нельзя зафиксироваться и застыть в постоянстве. Связано это с природой наших влечений. Они работают импульсно и до тех пор, пока мы живем. Поэтому эта фантазия на конечности целей обречена на крах. Бесконечность мучений еще больше злит описываемых людей, поскольку напряжение, которое они испытывают внутри (а это страх), не может быть снято.

Из опасностей. К сожалению, поскольку механизм всемогущества заставляет верить в то, что не существует, человек часто ведет себя неадекватно. Например, если мы верим в то, что можем менять людей, мы можем на них давить и давить, считая, что это их прихоть, когда они не соглашаются с нашими мыслями и решениями. При этом мы портим отношения с коллегами на работе или в семье. И при должном усердии остаемся в одиночестве, что считаем подтверждением несправедливости мира, а не опытом, который должен подсказывать нам изменить собственные мысли, эмоции и поведение. При этом человек начинает борьбу за справедливость снова, поскольку именно эта борьба отвлекает его от контакта со своим страхом, который откроется в случае попытки принятия ситуации и ее анализа.

Одним из выходов, который мы могли бы предположить в подобных ситуациях, является именно принятие. Часто люди думают, что принятие – это согласие с чем-то. Но рассмотрим простой пример. Вы видите, что перед Вами стена. С чем Вы тут должны согласиться? Вы просто учитываете, что она есть. Это и есть принятие. Мы можем добавить «принятие к учету». Поэтому принятие человека – это не согласие с ним, а принятие к учету его качеств, что далее рождает размышления по поводу того, что Вам с этим делать. Но делать не буквально – двигать или ломать, а делать в смысле жить с этим или нет. Конечно, есть небольшой люфт в мыслях, чувствах и поведении Вашего близкого человека, но, в целом, мы очень стабильны. Всегда делаем что-то очень похоже. Поэтому принятие – это адаптация. Выбор наиболее комфортного для Вас варианта поведения.

К сожалению, то, что здесь написано звучит легко и разумно, но на практике без преодоления страха собственной не-Окейности, а за ним страха одиночества, перейти к принятию – очень травматичная задача.

Автор: Каменский Денис Владимирович