ПРОДОЛЖЕНИЕ
Осенью 1842 г. в высшем руководстве Отдельного Кавказского корпуса прошли существенные изменения и пока новый главнокомандующий генерал А.И.Нейдгардт, наделенный дополнительными полномочиями по гражданской части, отправлялся к месту назначения, подразделения правительственных войск не бездельничали, а были привлечены к всевозможным хозяйственным работам. К завершению крайне неудачного в военном отношении года, усилиями саперных рот и приданным им пехотными частями, провели значительный объем строительных работ, зачастую в едва доступных местах горных ущелий.
1. Достаточно хорошо обустроены транспортные пути, в первую очередь по Военно-Дагестанской дороге на селение Хунзах, а также из селения Цатаных через аулы Унцукуль и Гимры к крепости Темир-Хан-Шура. Труднейшие работы проходили в горах на протяжении 60 километров, очень часто на самых кручах и опаснейших спускам, на которых солдаты обычным кайлом врубались в вековую породу скал.
2. Из доставленного леса срублен крепкий бревенчатый мост для установки через реку Аварское Койсу у селения Ирганай, а также подготовлены строительный камень и известь для береговых устоев и сооружен надежный фундамент на обеих берегах. С возведением моста улучшалось прямое сообщение из крепости Темир-Хан-Шура с центральной частью горного Дагестана.
3. Чтобы обезопасить от вторжения партий мюридов общества аварцев и койсубулинцев, а также владения шамхала Тарковского и хана Мехтулинского, начали возведение оборонительных сооружений во всех местах возможных прорывов. Не остались без внимания и подступы к дороге из крепости Темир-Хан-Шура к бывшей резиденции аварских ханов в селении Хунзах.
4. Возведены новые оборонительные рубежи в селениях Ахалчах, Балаканы, Гоцатль, Моксох и Унцукуль. Вместе с этими укреплениями выстроены 23 каменные башни на Сулакской оборонительной линии, в аулах Гергебиль, Гимры, Кази-Юрте и Хунзахе, а также у крепости Темир-Хан-Шура.
5. Завершены основные работы по возведению укрепления Куринского на реке Ойсунгур, в котором оставлен гарнизон. Однако для нормального существования личного состава нужно было еще затратить несколько месяцев, что и было запланировано на следующий год.
6. Во всех укреплениях приступили к строительству новых казарм и ремонту старых, обустройству офицерских жилищ, сооружению различных хозяйственных помещений и пороховых погребов, приведены в порядок и расширены армейские лазареты и др. Помимо этого, в штаб-квартире Апшеронского пехотного полка в крепости Темир-Хан-Шура дополнительно выстроили два просторных флигеля для офицерских семей.
Пока правительственные войска по распоряжению Военного министра генерала князя А.И.Чернышёва прекратили наступательные действия и по большей части занялись строительными работами, имам Шамиль закончил организационную структуру своего войска. Его военная иерархия приняла следующий вид: сначала определялись он-баши (десятники), которые находились постоянно в строю от каждых 10 домов и полностью обеспечивали самых младших командиров и их семьи. Они же в случае необходимости возглавляли всех военнообязанных мужчин, начиная с 15 лет в походе или бою, которых могло быть значительно больше, т.к. привлекался глава семейства и три его сына, а четвертый и последующий могли остаться дома. Вслед за ним следовал юз-баши (сотник), который и возглавлял отдельную боевую единицу, имея уже свой значок. Следующим важным лицом в военной иерархии теократического имамата являлся без-юш-баши (пятисотенный начальник), затем мин-баши (тысячник) или наиб, который был главным не только по военной части, но и по гражданской. Все они утверждались кадиями или самим имамом Шамилем и находились в строгой подчиненности и зависимости друг от друга.
Начиная с сотенных начальников, военные предводители партий носили на правой стороне груди специальные отличительные знаки с указанием должности в виде серебряного треугольника на сафьяновом кружке. Со временем появились двухсотенные предводители, получившие подобные серебряные знаки для ношения на обеих сторонах груди. Трехсотенные начальники имели аналогичный знак на правой стороне груди, а на левой - серебряный круг с текстом из Корана. Руководитель четырех сотен носил уже два широких серебряных круга справа и слева на груди со священными текстами. Наиб еще большие отличительные круги с более полными текстами из Корана.
Имам Шамиль создал и своеобразную личную гвардию, состоящую от 600 до 900 отборных воинов, попасть в число которых желали многие. Муртазеки находились на полном содержании имамата, получая за свою службу по 1 рублю серебром и 10 мер хлеба в год с каждых десяти горских семей. Позднее, когда экономическое положение в горских обществах ухудшилось, они стали получать деньги и только по 8 мер зерна уже с двадцати домов, но это ни в коей мере не сказалось на их боевых качествах. Правительственные войска предпочитали сражаться с гораздо более многочисленным противником, чем с муртазеками, которые всегда оказывали яростное сопротивление и никогда не попадали в плен. Они давали клятву на Коране умереть за имама Шамиля и имели отличительную одежду, по которой их легко определяли на поле сражения. Рядовые носили желтые черкески с зелеными повязками на черных папахах, а их начальники черкески черного цвета с аналогичными повязками на головных уборах.
У имама Шамиля существовала и личная охрана, состоящая от 150 до 200 преданных мюридов, которые получали жалованье из казны, и постоянно находились при своем духовном лидере. Каждый приближавшийся к горному владыке моментально брался ими на прицел, до тех пор, пока не отходил на почтительное расстояние. Все они были вооружены 4 пистолетами, ружьем, различным холодным оружием и всегда держались полукругом, прикрывая собой своего повелителя. Для отличия от прочих, эти мюриды имама на белой чалме имели с правой стороны напротив уха поперечную в несколько сантиметров шириной коричневую полоску или шерстяную материю. Тюрбаны стали неотъемлемой частью повседневной одежды в горских обществах и их цвет свидетельствовал о статусе владельца. Так имам Шамиль и его ближайшие соратники из числа нескольких мудиров (начальники нескольких наибов) носили исключительно белые чалмы, наибы желтые, пятисотенные предводители пестрые, десятники красные, муфтии, кадии и муллы зеленые, а совершившие хадж в Мекку – коричневого цвета. Таким образом, имам Шамиль внешне мало чем отличался от сопровождавшей его свиты, но зато и каждый горец по отличительным знакам на груди и цвету тюрбана на голове прекрасно знал, кто находится перед ним и как себя вести в присутствии того, или иного лица.
Существовала и еще одна категория мюридов, пользующихся уважением среди простого народа и полностью преданная имаму Шамилю – мухтасибы, которые осуществляли негласный контроль за людьми, наделенными властными полномочиями, вплоть до наибов. Обо всех нарушениях и злоупотреблениях они обязывались докладывать лично горному владыке, после чего принимались соответствующие меры воздействия. На первых порах тайная структура действовала вполне успешно, но со временем в государственном образовании мюридов возникли те же негативные явления, присущие и остальным народам.
Войско (низам) имама Шамиля включало примерно 15000 воинов, из которых 6000 составляла кавалерия, немного позднее появились и отдельные артиллерийские команды. Однако в случае выхода в крупномасштабный набег или для оказания сопротивления правительственным войскам, зашедших на подконтрольную территорию теократического имамата, собиралось ополчение. Основная масса находившихся постоянно в строю была разбросана по своим наибствам, поэтому редко, когда общий сбор превышал 10000 человек. Однако с учетом сложного рельефа местности и воинственного населения, с детства приученного владеть оружием, это была значительная сила, с которой пришлось считаться многим российским генералам и подразделениям правительственных войск.
Продолжение следует. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, будем вместе продвигать честную историю.