Что общего между «Led Zeppelin», богемным Челси, популярными фотомоделями, ночлежками для бездомных и отчужденностью? Безмолвные мимы играют в теннис несуществующими ракетками, невидимый мячик улетает за пределы реальной площадки, а в центре этой эклектичности стоит молодой модный фотограф — герой фильма Микеланджело Антониони «Фотоувеличение».
В одной из лучших своих картин итальянский режиссер продолжает исследовать тему неуловимой реальности и сложных внутренних человеческих отношений. «Фотоувеличение» - один из определяющих фильмов эпохи культурной революции 1960-х годов.
Антониони загорелся идеей фильма, после того как прочитал рассказ Хулио Кортасара «Слюни дьявола». Кортасар написал этот рассказ после просмотра фильма Альфреда Хичкока «Окно во двор». Хичкок снял свой шедевр после прочтения одноименного рассказа Корнелл Вулрича. Вот такая эволюция творческой мысли.
Местом действия картины был выбран свингующий Лондон — культурная мекка 60-х, центр всего самого модного и авангардного, мегаполис, забитый под завязку самыми недешевыми удовольствиями, и одновременно пустой, как парк на окраине города после полуночи.
«Фотоувеличение» - это фильм с детективной завязкой. Молодой фотограф Томас случайно делает несколько снимков влюбленной парочки. Казалось бы, обычное дело. Но после проявки выясняется, что он стал свидетелем нечто большего, чем романтического рандеву. Но «Фотоувеличение» - это не детектив. Антониони не слишком интересуют перипетии детективной истории. Режиссер сфокусирован на отношениях между людьми внутри рамок этого сюжета. Это картина-притча о нашей интерпретации реальности, об ускользающих эфемерных смыслах, которые мы ей придаем.
Персонажи фильма постоянно говорят о том, что хотят куда-то уехать из этого мира. Вот и Томас, несмотря на то, что занимается любимым делом и имеет возможность позволить себе роскошный автомобиль, намерен, наконец, заработать кучу денег и свалить на какой-нибудь остров.
Кроме работы, у Томаса есть девушка, которую он иногда называет женой, но тут же поправляется и в итоге не может ясно определить собственное к ней отношение. В лавке антиквариата он яростно выторговывает пропеллер, но сам не знает зачем (кстати, этот самый пропеллер в начале 2000-х будет находиться в одном из баров Санкт-Петербурга на канале Грибоедова). На концерте группы «Yardbirds» Томас вырывает из рук толпы обломок гитары тогда еще не особо кому известного Джеффа Бека, но выбежав из здания, где проводился концерт, тут же бросает его на мостовую и забывает о нем. Герой хочет принимать активное участие в этом празднике жизни, но любая его инициатива приводит лишь к осознанию тщетности и иллюзорности попыток проникнуть в его суть.
В «Фотоувеличении» Антониони «зумирует» перед нами не только фотографию сцены убийства, но и отпечаток всего культурного среза конца 60-х годов: неуклюжие уличные демонстранты, протестующие против ядерной войны, веселящаяся молодежь, наряженная мимами и подтрунивающая над лондонскими копами, богемная тусовка, прожигающая время, здоровье и деньги в аристократических салонах в окружении алкоголя и наркотиков, рок-концерты в городских полуподвалах, где зомбированные слушатели стоят как в трансе в ожидании психоза своих кумиров.
Антониони смотрит на этот мир взглядом человека, который не особо разделяет настроения пира во время чумы. Режиссер начал свой путь в кино в конце 30-х годов, когда Италия находилась под властью диктатора Муссолини. Антониони был одним из зачинателей итальянского неореализма — направления, которое перевернуло понимание того, как и о чем можно снимать художественное кино. Но прошло двадцать лет и мир изменился. Пришло разочарование. Режиссер больше не интересуется жизнью простых рабочих и рыбаков — экономическая ситуация пришла в норму, вчерашние бедняки поднялись выше черты прожиточного минимума, но не смогли поднять выше свои культурные запросы. Для Антониони настало время исследовать другие вещи.
Режиссер приходит к неутешительному выводу. Экономический рост и повышение уровня благосостояния не способствуют улучшению жизни. Наоборот, если в годы трудностей люди старались держаться вместе, то сейчас каждый бродит по этому яркому, но пустому, миру каждый по себе. Конечно, временами они объединяются в тусовки, но итогом их становится больная на утро голова и ощущение нереальности происходящего. Главный герой становится свидетелем убийства, но не может ничего доказать — тело исчезло, пленка украдена, единственная свидетельница растворилась в толпе.
Англия конца 60-х годов дала миру огромное количество культурного багажа — восход рок-музыки, искусство постмодернизма, наконец, великий британский футбол с его неповторимой атмосферой и агрессивной страстью. На мир той эпохи можно смотреть с разных позиций. Антониони выбрал свою. И она тоже по-своему интересна. Во время одного из выступлений режиссер объяснил свое творческое кредо:
«Одни снимают кино для зрителя, другие ради денег, третьи – для себя. Антониони стал первым, кто начал снимать для красоты»
Что посмотреть еще, если зацепило:
- «Разговор», Френсис Форд Коппола, 1974
- «Окно во двор», Альфред Хичкок, 1954
- «Прокол», Брайан Де Пальма, 1981
- «Профессия: репортер», Микеланджело Антониони, 1975
- «Подглядывающий», Майкл Пауэлл, 1960
- «Скрытое», Михаэль Ханеке, 2004
- «Контракт рисовальщика», Питер Гринуэй, 1982
#кино #антониони