23
Князя проводили в трапезную, усадили за накрытый стол. Вышеслав сидел рядом с отцом и было видно, что это придаёт ему уверенности, после недавнего проигрыша Светозару.
Яромир расспрашивал Цветану о том, какой была её жизнь последние солнца. Удивлялся тому, что ей пришлось пережить. Приветствовал Доброслава, отмечал внешнее сходство их сыновей.
Лебедяна трапезничала в своих покоях, вместе с детьми. И первое время Яромир ничего о ней не знал. Но скрывать от него наличие второй жены и наследников Северных земель было невозможно и Цветана поведала брату об ещё семье мужа.
Князь отнёсся к этой новости спокойно. Рассудив, что не мог Доброслав столько солнц жить один и хорошо, что было кому о нём заботиться. Сестра горько вздохнула. Ведь то, что она столько времени была одинока, воспринималось окружающими как само собой разумеющееся, и не подверглось сомнению, что могло быть иначе.
После общей трапезы, Яромир с Цветаной ушли в её покои, чтобы поговорить наедине. Много всего хотела спросить княжна о своей семье - как те жили всё это время, как чувствует себя отец, какие отношения в тереме и с соседними землями. Наказаны ли те, кто погубuл их сестёр.
- Не всех я смог достать, - с грустью сказал князь, - не все девицы нашего рода отомщены, но я укрепляют свои земли и войско, чтобы когда будет достаточно сил, свергнуть власть недругов.
- Как твоя княгиня? - продолжала расспрос сестра.
- Она передаёт тебе самые лучшие пожелания и очень сожалеет, что не смогла приехать на праздник, - ответил Яромир.
- Я понимаю, переезды в тяжести очень сложны, - кивнула Цветана, вспоминая, как тряслась в повозке, увозимая с поля брани много солнц назад; как болело все её тело и беспокоился не poждённый младенец; а главное, болела душа о тех, кто в те мгновения погибал за неё и наследника.
- Не печалься, - подбодрил её брат, заметив грусть на родном лице, - этой осенью мы планируем свадьбу Вышеслава, приедете всей семьёй к нам. У вас с моей женой будет время пообщаться.
- Ты уже выбрал невесту своему сыну? - спросила княжна.
- Мы решили дать ему выбор. Путь сам решает, с кем желает прожить жизнь. Всё равно в соседних краях не было ни одной подходящей девицы. Я ведь не знал, что в твоём тереме расцветает прекрасный цветок, - улыбнулся Яромир, лукаво глядя на сестру, - кто та незнакомка, что присутствовала на поединке наших сыновей?
- Это дочь моих спасителей, - ответила Цветана, - в их доме мы со Светозаром провели много солнц, пока были в изгнании. Они дали нам не только кров и еду, Млада помогла мне выходить Светозара, он родился очень слабым, и пережить потерю близких, ведь я считала всю княжескую семью погибшей, а Демид занимался воспитанием княжича. Он вложил в него много сил и мудрости, научил сражаться. А Радамила всегда была рядом. Они с моим сыном вместе с колыбели. Их судьбы связаны нерушимыми нитями и скоро мы объявим о том, что дети сговорены. Пока слишком много событий, надо провести праздник посвящения, вступить в законные права на княжество Северное, а потом женить наследника.
- Ты права, всё должно идти в свой черёд. - согласился мужчина, - а я уже подумал, что мог бы рассмотреть эту девицу в качестве жены своему сыну. Есть в ней что-то такое, что притягивает взгляд. Чувствуется внутренняя сила: с одной стороны - женская, благодатная, с другой - мужская, насыщенная. Интересное сочетание, редко таких девиц встретишь.
- В Раде сошлось много великих родов. Есть среди них и воины Перуна, и колдуны, и ведуньи, и даже княжеская кровь - её бабушка по отцу - двоюродная сестра матери Доброслава.
- Как интересно! - воскликнул Яромир, - это та княжна, что выбрала простого воина вместо знатного правителя и отбыла с избранником в дальние земли? Оставшись без приданого и родительского благословения? И какова была её судьба?
- Да, это она. Мать Демида давно покинула этот мир, подарив мужу пятерых сыновей, а последнюю дочку забрав с собой. Жили они в любви и достатке, но Боги отвели влюблённым не много времени. - проговорила Цветана, - так что будущая невеста Светозара несёт в себе богатое наследие и я дала ей хорошие знания, учила их вместе с сыном, они будут добрыми правителями Северным землям.
- Это будет не скоро, - ответил князь, - вам с Доброславом ещё править и править. Может даже новых наследников мужу подаришь.
- Нет, - грустно покачала головой Цветана, - Светозар - мой единственный сын, и больше не будет. Но я приняла инициацию Берегини и помогаю всем женщинам и детям нашего края.
- Не печалься, на всё воля Богов. - ободряюще сказал брат, - я всегда знал, что из тебя получится хорошая княгиня, сестра.
Та благодарно улыбнулась в ответ. На этом разговор был окончен и княжна направилась к своим подопечным, к которым не выходила уже два дня из-за происходящих событий.
А во всем тереме царило возбуждение. Прислужницы сновали туда-сюда, делая последние приготовления к празднику. В поварне* готовили разные блюда, пекли хлеб и лепёшки, чтобы угощать собравшийся народ. На центральной площади готовили место для проведения обряда. Сначала его хотели проводить на капище за воротами города, но слишком печально там было. Память о недавних погребальных кострах резала сердца и праздник решили провести внутри города.
На площади устанавливали фигуры Богов. Ведмурд лично вырезал на заготовках лики покровителей Северных земель и расставлял готовые кумиры по кругу. Они возвышались над городом, окидывая его своим взглядом и укрывая от неприятностей.
Чуть в отдалении подготавливалась арена для проведения воинского турнира. Для знатных гостей готовили скамьи, простой люд должен был стоять вокруг.
Кроме Яромира, в город прибыло ещё несколько князей сопредельных земель, то были правител небольших княжеств, с которыми велась торговля и обмен товарами.
Пока все занимались приготовлениями, я взяла Раду и направилась с ней к Белозару. Обещав Ведмурду помогать Велеславе в исцелении её мужа, я ещё ни разу не навестила её. Демид выделил мне с дочерью повозку и назначил двух воинов для охраны. Глядя на это, девица радовалась тому, какими важными людьми мы стали.
- Это всё пустое, - сказала я ей, - почести и знатность не стоят ничего в сравнении с доблестью и честью. Не позволяй своей душе больше смотреть на внешнее, чем на внутреннее.
- Я помню мама, - ответила она, - просто приятно ощущать себя в центре внимания.
- Ты - не центр внимания, ты - дочь советника князя, и подруга детства наследника княжества, но это не даёт тебе никаких привилегий, - сказала я строго.
- Зачем ты так? - слегка обиделась Рада.
- Я вижу, что ты заигралась. Взгляды и шепотки с двумя княжичами до добра не доведут,- ответила я, - в моей жизни была история, когда двое мужчин сражались за моё сердце. Ты знаешь, она закончилась печально для одного из них. Да и мой будущий муж пострадал в той схватке. Поэтому не доводи до такого. Держись подальше от Вышеслава, а лучше тебе вообще уехать домой. Я обсужу это с твоим отцом и Цветаной. Когда придёт время, Светозар приедет за тобой.
- Но мама, я хочу быть здесь, - умоляюще сказала дочь.
- Ты проведёшь в городе ближайшие несколько дней, - ответила я, - но когда закончится праздник посвящения, вернёшься домой. Будешь смотреть за бабушкой и ждать нас. Я останусь помочь Цветане и принять детей Велеславы. Ей будет нужна моя помощь. После этого мы с ней, Белозаром и детьми вернёмся к нам домой. Жить у всех на виду очень тяжело, и я не хочу взваливать на тебя эту ношу. Близкое общение с княжеской семьёй ставит нас под прицел многих взглядов, ты пока не готова к этому.
- А отец поедет с нами?
- Пока не знаю, - сказала я, - возможно он останется помогать Доброславу и будет иногда приезжать к нам.
- Мне это не нравится, - вздохнула дочка.
- Мне тоже, но я чувствую, что так лучше, - ответила я.