Найти тему
Экополис premium

Рената Шакирова: "Я люблю трудности!"

РЕНАТА ШАКИРОВА — ПЕРВАЯ СОЛИСТКА МАРИИНСКОГО ТЕАТРА — ОГЛУШИТЕЛЬНО ВОРВАЛАСЬ В МИР БАЛЕТА И ЗА РЕКОРДНОЕ ВРЕМЯ ИСПОЛНИЛА МНОЖЕСТВО ВЕДУЩИХ ПАРТИЙ РЕПЕРТУАРА. О ТОМ, КАК СДЕЛАТЬ СЕБЯ СВОИМИ РУКАМИ, БЫТЬ СОБОЙ И СИЯТЬ НА СЦЕНЕ, ОСВЕЩАЯ ПУТЬ НОВЫМ ТАЛАНТАМ, БАЛЕРИНА ПОДЕЛИТСЯ С ЧИТАТЕЛЯМИ.

Рената Шакирова. Фотография из журнала ЭКОПОЛИС magazine
Рената Шакирова. Фотография из журнала ЭКОПОЛИС magazine

Рената, как получилось, что Вы оказались в Петербурге?

В Петербург меня «позвала» Академия. Я всегда любила танцевать, в четыре года мама отдала меня в ансамбль. Мы в тот момент переехали в Башкирию — в город Стерлитамак. Я обожала сцену, с ансамблем у меня связаны самые теплые детские воспоминания. Мои педагоги посоветовали попробовать поступить в Академию балета имени Вагановой в Петербурге. Было немного страшно связывать свою жизнь с балетом, ведь в нашем ансамбле был другой репертуар — характерные и современные танцы. Я благодарна маме за решимость, за то, что дала мне возможность учиться в Петербурге. Когда я поступала, меня предупреждали, что нет никаких гарантий. Но я — овен, не люблю проигрывать, и мне очень хотелось доказать самой себе, что смогу. Несмотря на то, что изначально данные у меня были ниже среднего, помощь педагогов и их доверие помогли быстро развиться. Они внушали, что хорошие данные — не залог успеха в будущем, пробиваются те, кто много трудится.

Какую роль сыграли педагоги?

В Академии моим первым наставником была Галина Александровна Еникеева, ей самый низкий поклон. Она смогла раскрыть мои способности. С первого класса я была задействована во всем репертуаре Мариинского театра, уже во втором классе мне доверили танцевать маленькую Машу в «Щелкунчике», хотя тогда эту партию исполняли только девочки постарше. Мой второй педагог, у которого я выпускалась — Татьяна Александровна Удаленкова. Благодаря потрясающей базе, которую она мне дала, я могу больше внимания уделять актерскому мастерству и усложнять элементы в танце. Ранее я видела себя только в бравурных партиях, а Татьяна Александровна впервые дала мне па-де-де из очень лирического балета «Ручей». Я тогда удивлялась, думала, что это — не мое. А как оказалось, она обнаружила во мне лирическую и драматическую балерину. Я перестала бояться исполнять разные по эмоциональности партии.

Есть ли такая роль, которая, как Вы думали, не подойдет — а теперь она Ваша?

Для меня неожиданным стал дебют в «Кармен-сюите». Хотя по темпераменту Кармен мне близка, я всегда считала, что ее танцуют только высокие балерины. Еще — Никия в «Баядерке». С каждым выступлением я иначе отношусь к партии, глубже погружаюсь в образ.

Рената, чем запомнились ученические дни?

Мы жили в интернате, практически сутками напролет находились в Академии. Конечно, в какой-то момент мы начинали скучать по родителям. В нашей комнате жили шесть девочек, и, если кто-то начинал плакать от тоски по дому, в итоге это делали все вместе —
так и сидели в обнимку, поддерживая друг друга. С другой стороны, с раннего возраста мы знали, к чему стремимся. Уже с одиннадцати лет видели цель и шли к ней. В каком-то плане это тяжелое детство, но сейчас я бы ничего не поменяла. Помню только хорошее. Мы с малых лет учились самостоятельности и ответственности.

У Вас нестандартная судьба балерины — без привычной иерархии.

Мне повезло. Уже на предвыпуском курсе глава мариинской балетной труппы Юрий Валерьевич Фатеев пригласил меня в театр. Это была моя первая серьезная практика — выступать наравне с артистами не как студентка, а как профессионал. Я исполняла партии маленьких Лебедей, Амурчика из «Дон Кихота», трио из «Корсара» и даже партию Рубинов в балете «Драгоценности». Позже Юрий Валерьевич взял меня на гастроли в Лондон, что было очень престижно — я танцевала в «Аполлоне» Баланчина и в балете DSCH, это было первым знакомством с Ратманским. После этого у меня уже была работа в театре. Официально меня не могли пригласить как солистку, зачислили в кордебалет, но сразу стали доверять сольные партии — я танцевала в Трио одалисок, Трио теней, па-де-труа в «Лебедином озере». У меня был нестандартный путь.

А была разница между прошлым опытом и тем временем, когда Вы оказались в труппе?

Во время учебы у меня была возможность спокойно готовиться к партиям, меня не могли слишком часто задействовать в спектаклях. В театре такой привилегии уже не было. Когда новенькие приходят в театр, их ставят везде — важно присутствовать на всех репетициях и как можно быстрее изучить порядок, набрать репертуар. Первые сезоны считаются самыми сложными, потому что практически каждое выступление — премьера. Моим первым дебютным спектаклем стал «Щелкунчик», подготовиться к нему пришлось за две недели. Следующей была партия Китри — самая желанная. Еще со времен, когда я была маленькой и выступала за мальчишек в партиях поварят в «Дон Ки-хоте», Китри была моей мечтой.

Какие еще партии в Мариинском театре знаковые для Вас?

Джульетта. «Ромео и Джульетта» — драматический балет, где с помощью тела нужно передать все грани и эмоции — от счастья и радости до горя и невероятной трагедии. Потрясающе чувствовать себя настоящей актрисой. Еще мне нравится в одном балете исполнять разные партии. Например, в «Каменном цветке» я танцую и Катерину и Хозяйку медной горы.

Все героини — разные грани одной балерины?

В этом вся я — люблю меняться. Помню свой первый ответственный дебют в Лондоне в партии Китри. После спектакля зрители ждали у выхода, подходили, благодарили, просили автограф. Один из них спрашивает: «А кого вы исполняли?» Я отвечаю: «Я была Китри». Он отвечает: «Да вы что, это были вы?» Мне очень многие говорят, что во время спектакля я совершенно другая. Даже мама иногда не узнает меня на сцене.

Ваш танец — это всегда энергия, динамика. Как можете охарактеризовать Вашу особенную черту в балете?

Я бы сказала так — любовь к сцене. Когда я танцую, выражаю любовь к танцу, к зрителю. В последнее время я часто слышу в свой адрес, что во время представления я свечусь. Действительно, я настолько рада танцевать, что это помогает мне перевоплощаться. Само присутствие на сцене делает меня счастливой.

Какое ощущение, когда мечта сбывается?

Сначала думаешь, почему так быстро, я не успела вкусить всю радость и прелесть сбывшейся мечты! Не веришь, сомневаешься – это правда? Ущипните меня. Когда свершается заветный момент, все настолько быстро происходит, что хочется замедлить время. Но когда сбывается одна мечта, можно ставить новую цель.
Фото из журнала ЭКОПОЛИС magazine
Фото из журнала ЭКОПОЛИС magazine

Проект «Большой балет», в котором вы участвовали с Кимином Кимом — совершенно другой формат, телевизионный. Как удавалось совмещать съемки с работой в театре?

Это был очень насыщенный период. Еще до того, как прошли выпускные спектакли в Академии, Юрий Валерьевич рассказал мне об этом конкурсе, о том, что хочет, чтобы я с Кимином и Надя Батоева с Эрнестом Латыповым участвовали в нем. В апреле закончились экзамены, а с мая в театре мы уже начинали учить порядок: семь новых для меня номеров. Нужно было доказать, что не зря мне дают такую возможность. Было сложно. Сьемки каждый день и невероятный страх перед каждым выступлением. Там была не настоящая сцена, а павильон, не было зрителей, только члены жюри, поэтому не покидало непривычное ощущение — непонятно, для кого же мы выступаем. Безумно тяжелый график. Наш инструмент — тело, а здесь мы не знали, как готовиться, как себя разогревать, чтобы оставались силы. Номера были в техническом плане одни из сложнейших: «Талисман», «Диана и Актеон», «Сатанилла». Но это опыт благодаря которому в дальнейшем выход на сцену давался гораздо легче.

Как строится день балерины?

С утра обязательный урок — с одиннадцати до двенадцати часов, дальше все зависит от репертуара. В день спектакля мы обычно не репетируем, особенно, если партия ведущая, потому что нужно накопить силы и не выгореть эмоционально. Но если идут постановочные репетиции, то мы работаем с утра до ночи.

Какая у Вас сейчас профессиональная мечта?

В настоящее время я не ставлю себе целей станцевать ту или иную партию. Я человек, который любит трудности — чем сложнее ситуация, тем мне интереснее.

Вас называют второй Дианой Вишневой — как Вы к

этому относитесь?

Диана всегда была очень трудолюбивой, педагоги в Академии часто приводили ее в пример — у нее тоже не было феноменальных данных, удивительно, насколько она сама сделала себя. Во время учебы такой пример перед глазами мне помогал, сейчас же я с уважением отношусь к каждой балерине, и стараюсь брать лучшее и воплощать в себе, не забывая про свои особенности.

Какие чувства вызывает то, что зрители видят Вас

следующей примой Мариинского театра?

Приятно слышать. Однако внимание на этом статусе я не акцентирую. Для меня важно выходить на сцену, показывать себя. Как и награды, это скорее бонус — оценка проделанной работы.
Фото МИХАИЛА ВИЛЬЧУКА, ВАЛЕНТИНА БАРАНОВСКОГО / МАРИИНСКИЙ ТЕАТР
Фото МИХАИЛА ВИЛЬЧУКА, ВАЛЕНТИНА БАРАНОВСКОГО / МАРИИНСКИЙ ТЕАТР

Рената, верите ли Вы в судьбу?

Я очень счастливый и удачливый человек. В какой-то мере мы сами творим свою судьбу, наши поступки очень сильно влияют на ее ход. Верю, все, что ни делается, все к лучшему. Все в наших руках.

Есть ли у вас подруги в театре?

В театре я много с кем общаюсь. А вот подруги… Например, мы познакомились во Владивостоке с девушкой по имени Дарья, она реабилитолог. Во время гастролей она стала мне другом, родной душой. Еще одна близкая подруга работала в театре, но сейчас живет в Европе. Все мои самые близкие друзья на расстоянии, но для меня их дружба ценна.

Про театр часто говорят, что вокруг много завистников…

Раньше я много слышала о том, что в театре никто никому не помогает. Помню, когда я еще студенткой готовила Трио одалисок, со мной в раздевалке была девушка из труппы, которая танцевала ту же партию в другой вечер. Грубо говоря, я отнимала ее хлеб — пока даже не работала в театре, а уже танцевала. Тогда в Академии нам выдавали только одну пару пуант на полгода, и мои были уже совсем старенькие. Она подошла и предложила свои. В тот момент я поняла, что слухи оказались неверными, и самое важное — всегда оставаться человеком. Как ты относишься к людям, так будут относиться и к тебе.

Чем Вы занимаетесь в свободное время?

Мне нравится делать все своими руками. Люблю шить, скачиваю и покупаю выкройки, выбираю ткани. Это монотонная работа, но, когда концентрируешься на чем-то другом, это помогает отвлечься. Невозможно с утра и до вечера думать только о балете. Нужны моменты отдыха.

Как у Вас получается совмещать личную жизнь и работу?

Я — человек театра, но он не занимает все место в жизни: у меня есть и время для отдыха и личная жизнь. Замечательный пример — прима-балерина Мариинского театра Олеся Новикова, которая недавно родила четвертого ребенка. Практически все балерины в театре — счастливые мамы. После беременности, мне кажется, они возвращаются с еще большим притоком сил.

Рената, мы занимаемся развитием Музыкального вокзала в Озерках, который был популярен в XIX веке, продолжаем связь времен. Как Вы считаете, как балет может этому способствовать?

Русский балет сохраняет традиции, это наша любимая классика, и во всем мире мы занимаем лидирующую позицию. Остальные театры гонятся за современной хореографией, а Мариинский остается главным в классическом балете. Наше искусство переходит «из ног в ноги» сквозь поколения, связь с прошлым здесь очевидна. Важно, что мы сохраняем свое искусство, даже в пандемию в кратчайшие сроки вернулись на сцену. А это значит, что не только мы, артисты, стоим горой за классический балет — но и зрители.

За помощь в подготовке интервью благодарим Нину Начкебиа и Дарину Грибову.

#музыка #театр #рената шакирова #мариинский театр #академия балета вагановой #балет #щелкунчик #театр петербург #петербург