Толчком к возобновлению дискуссии на эту тему послужила поддержанная президентом Путиным идея создания адаптационных центров.
Комментируя инициативу, глава Совета по правам человека Валерий Фадеев предложил распространить адаптационную подготовку и на детей мигрантов. «Таких (не владеющих русским языком, прим. автора) детей необходимо отправить на годовые подготовительные курсы по русскому языку и только после этого зачислять в общий класс», — сказал Фадеев накануне нового учебного года.
Понятно, что от идеи до её воплощения должна быть проделана большая работа от корректировки нормативно-правовой базы до полноценного межведомственного взаимодействия на федеральном и региональных уровнях. Пока что тема адаптационных центров для иностранцев находится в точке «а что если...».
Куда больший путь проделан государством в отношении детей с миграционным опытом. Большой, но пока ещё крайне не достаточный. В прошлом году Минпросвещения РФ насчитало около 800 тыс. детей иностранных граждан, из которых 140 тыс. детей посещали школы и детские сады. Ещё 160 тыс. — дети тех, кто приехал в Россию с краткосрочными целями. Образовательная и адаптационная судьба оставшегося полумиллиона детей до сих пор не известна, несмотря на то, что Владимир Путин в мае прошлого года поручил провести учёт детей-мигрантов и обеспечить их местами в общеобразовательных учреждениях.
«<...>количество детей мигрантов в наших школах должно быть таким, чтобы это позволяло их не формально, а фактически глубоко адаптировать к российской языковой среде. Но не только к языковой — к культурной вообще, чтобы они могли погружаться в систему наших российских ценностей», — сказал президент по итогам заседания Совета по межнациональным отношениям.
Государственные устремления в отношении детей мигрантов уже получили своё законодательное отражение. В декабре прошлого года Правительство РФ утвердило план мероприятий по реализации в 2022-2025 годах Стратегии государственной национальной политики. В 65 пункте плана прописаны задачи по разработке и реализации комплекса мер по социализации и психологической адаптации несовершеннолетних иностранных граждан, подлежащих обучению по образовательным программам от дошкольного до высшего образования. Исполнителями определены Минпросвещения, ФАДН, Минобрнауки, заинтересованные органы исполнительной власти федерального и регионального уровня. О результатах предписано докладывать ежегодно до 15 февраля следующего за отчётным года.
На сегодняшний день в качестве контрольной точки вышеобозначенной задачи можно выделить уже разработанный комплекс мер по социализации и психологической адаптации детей мигрантов. "МЕДИА-МИГ«у удалось ознакомиться с документом, подписантами которого выступают глава Минпросвещения РФ Сергей Кравцов, глава Минобрнауки Валерий Фальков и руководитель ФАДН Игорь Баринов. Для понимания охвата проводимой работы перечислим несколько мероприятий:
- Во II квартале этого года в субъекты РФ подлежит направить разработанные методические рекомендации для организации работы школ по оценке уровня языковой подготовки детей.
- Также в ближайшее время необходимо апробировать систему выявления особых образовательных потребностей детей мигрантов. В программу подготовки вузов и колледжей, готовящих педагогов, будет включён модуль по социализации и языковой адаптации несовершеннолетних иностранных граждан.
- К 2024 году в начальной школе планируется создать не менее двух экспериментальных годичных адаптационных классов для детей, не владеющих русским языком.
- Планируется разработать вариативную модель регионального ресурсного центра по интеграции и адаптации детей.
- В мае этого года на базе Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) уже заработал Федеральный координационный ресурсный центр по социализации и психологической адаптации несовершеннолетних иностранных граждан (ФКРЦ) по инициативе Минпросвещения РФ.
Корреспондент «МЕДИА-МИГ» пообщался с сотрудником ФКРЦ кандидатом педагогических наук Ольгой Павловой, которая рассказала, что в настоящий момент центр готовит большие программы по социокультурной и психологической адаптации. Программы по русскому языку для таких детей уже подготовлены и активно внедряются.
«Очень хорошо, что мы можем работать в этом направлении уже под эгидой федеральных проектов, потому, что достаточно долго учителя сами искали выход из этой ситуации», — поделилась Ольга Павлова.
Логично предположить, что некоторые апробированные практики работы с несовершеннолетними иностранными гражданами лягут в основу мероприятий по адаптации их взрослых соотечественников. Запрос сформирован, дело «за малым» — помыслы в жизнь.
Если вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на MEDIA-MIG