Найти в Дзене
Авиация небо самолеты

История авиации. Информация по БП 02.10.2002

ОБ АВИАЦИОННОМ ПРОИСШЕСТВИИ С САМОЛЕТОМ АН-2 RA-84639 27 июня 2002 г. в простых метеоусловиях при выполнении авиационно-химических работ на самолете Ан-2 RA-84639 ФГУП "Костромское АП" подконтрольного ОМТУ Центральных районов ВТ Минтранса России, в районе оперативной точки "Дубовое" Липецкой области произошло авиационное происшествие без человеческих жертв. Экипаж самолета в составе командира воздушного судна (КВС) С.М. Рычкова и второго пилота B.C. Фролова выполнял первый полет по обработке посевов жидкими ядохимикатами. Взлетная масса составляла 5232 кг, центровка 26,5 % САХ не выходили за пределы, установленные РЛЭ самолета Ан-2. Взлет самолета по показаниям экипажа производился от начала ВПП с закрылками, выпущенными на 20°, на взлетном режиме работы двигателя. В процессе взлета двигатель работал устойчиво, наддув и обороты соответствовали взлетному режиму. В наборе высоты примерно на высоте 40 м мощность и обороты двигателя стали уменьшаться (обороты достигли 2000 об/мин.), скорос

ОБ АВИАЦИОННОМ ПРОИСШЕСТВИИ С САМОЛЕТОМ АН-2 RA-84639

27 июня 2002 г. в простых метеоусловиях при выполнении авиационно-химических работ на самолете Ан-2 RA-84639 ФГУП "Костромское АП" подконтрольного ОМТУ Центральных районов ВТ Минтранса России, в районе оперативной точки "Дубовое" Липецкой области произошло авиационное происшествие без человеческих жертв.

Экипаж самолета в составе командира воздушного судна (КВС) С.М. Рычкова и второго пилота B.C. Фролова выполнял первый полет по обработке посевов жидкими ядохимикатами. Взлетная масса составляла 5232 кг, центровка 26,5 % САХ не выходили за пределы, установленные РЛЭ самолета Ан-2.

Взлет самолета по показаниям экипажа производился от начала ВПП с закрылками, выпущенными на 20°, на взлетном режиме работы двигателя. В процессе взлета двигатель работал устойчиво, наддув и обороты соответствовали взлетному режиму.

В наборе высоты примерно на высоте 40 м мощность и обороты двигателя стали уменьшаться (обороты достигли 2000 об/мин.), скорость и высота полета стали падать.

По команде КВС второй пилот установил рычаг управления двигателем в крайнее переднее положение, однако падение мощности и оборотов продолжалось. КВС принял решение о выполнении вынужденной посадки.

Для предотвращения столкновения с лесополосой, расположенной прямо по курсу полета, КВС взял штурвал полностью "на себя", но самолет продолжал терять высоту.

Первое столкновение с верхушками деревьев произошло левым нижним крылом с креном приблизительно 10-15°. Последующее касание земли произошло левой стойкой и левым нижнем крылом на удалении 24 м от лесополосы.

В результате столкновения самолета с земной поверхностью произошло его разрушение. Находившиеся на борту члены экипажа не пострадали.

При осмотре двигателя комиссией по расследованию на сетке карбюратора были обнаружены останки птицы, что и вызвало падение оборотов и снижение мощности двигателя из-за частичного перекрытия канала подачи воздуха в карбюратор.

Причиной авиационного происшествия с самолетом Ан-2 RA-84639 явилось его столкновение с деревьями лесополосы с последующим грубым приземлением во время вынужденной посадки вследствие попадания птицы в воздухозаборник карбюратора двигателя.

С 1990 по 2002 год произошло пять аварий ВС из-за их столкновения с птицами:

25 мая 1991 г. с вертолетом Ми-2 №23375 Нальчинского объединенного авиационного отряда в районе н.п. Малка (попадание птицы в двигатель);

24 сентября 1992 г. с вертолетом Ми-8Т №24661 Колпашевского государственного авиационного предприятия в районе н.п. Игол (попадание птицы в двигатель);

20 августа 1993 г. с самолетом Ан-12 RA-11375 Сыктывкарского авиационного предприятия в районе аэродрома Славгород (отказ двух двигателей из-за столкновения с птицами при взлете);

20 марта 1999 г. с самолетом Як-40 RA-87489 Новгородского авиационного предприятия в аэропорту Бата (Экваториальная Гвинея) (попадание птицы в двигатель во время взлета);

27 июня 2002 г. с самолетом Ан-2 RA-84639 ФГУП "Костромское авиапредприятие" в Липецкой области (попадание птицы в двигатель).

В 12293 0 93001738 1839791606 689232760 2697443001 2483551668 557304783 3985471646 2589648985 2043273716заключении Управления государственного надзора за безопасностью полетов от 6 марта 2001 г. № 22.10-211 "О серьезном инциденте с самолетом Ил-96-300 проводился анализ состояния орнитологического обеспечения полетов воздушных судов гражданской авиации. В заключении отмечалось, что с 1994 года наблюдается устойчивая тенденция ухудшения орнитологической обстановки в аэропортах Российской Федерации. Так, если с 1990 по 1994 год в среднем происходило 1,2...1,5 столкновения с птицами на каждые 100 тыс. часов налета, то начиная с 1996 года отмечается не менее трех столкновений на 100 тыс. часов налета.

Повторно проведенный анализ орнитологического обеспечения полетов (приложение к настоящему распоряжению) показывает, что за 2000-2002 годы ситуация с орнитологическим обеспечением полетов практически не изменилась. Предлагаю:

1. Заместителю начальника Управления аэропортовой деятельности А.А. Пчелину совместно с ГосНИИ ГА подготовить предложения по внесению изменений в нормативные документы гражданской авиации, направленные на повышение качества и эффективности орнитологического обеспечения полетов гражданских воздушных судов.

2. Руководителям территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России проверить выполнение подконтрольными аэропортами требований 12293 1 93001724 80 85 86892375 3386732120 1039014783 1501215442 80 85раздела 4.9 "Анализ орнитологического обеспечения полетов" РООП ГА-89, дать оценку оснащенности аэропортов средствами для отпугивания птиц. О результатах проверки сообщить в Управление аэропортовой деятельности и Управление государственного надзора за безопасностью полетов до 21 октября 2002 г.

3. Рекомендовать руководителям аэропортов, предприятий по ОрВД и ИВП и авиакомпаний:

обратить внимание личного состава на наступивший осенний период массовых миграций птиц и необходимость ужесточения в связи с этим контроля за состоянием орнитологической обстановки в районе аэродрома и районе авиационных работ;

изучить настоящее распоряжение со всем летным составом, а также специалистами групп орнитологического обеспечения полетов, диспетчерами органов УВД и инженерно-техническим персоналом.

Заместитель Министра П.В. Рожков