ОБ АВИАЦИОННОМ ПРОИСШЕСТВИИ С ВЕРТОЛЕТОМ МИ-8Т RA-22593
29 октября 2001 г. после взлета с площадки, расположенной в 37 километрах южнее н.п. Соболево, потерпел аварию вертолет Ми-8Т RA-22593, принадлежащий предпринимателю В.Н. Подоксенову (Камчатское МТУ ВТ Минтранса России).
Экипаж вертолета в составе командира воздушного судна В.Н. Подоксенова, второго пилота К.Л. Клюнина и бортмеханика В.М. Киселева выполнял несанкционированный полет по маршруту: н.п. Коряки - н.п. Соболево - н.п. Коряки.
Полет выполнялся без средств регистрации полетной информации.
По объяснениям экипажа на борту находились два неоформленных в установленном порядке пассажира и около 2000 кг неоформленного груза.
Через 10 минут полета на участке н.п. Соболево - н.п. Коряки, на высоте 100-120 метров вертолет попал в интенсивные ливневые осадки в виде снега. При полете в зоне ливневых осадков произошло последовательное (с интервалом 2-3 сек.) выключение правого и левого двигателей. Экипаж произвел вынужденную посадку на режиме самовращения несущего винта на заснеженный кочкарник с высотой кочек до 50 см. При приземлении вертолет получил значительные повреждения. Второй пилот, бортмеханик и один пассажир получили тяжелые травмы (закрытые компрессионные переломы позвоночника).
В.Н. Подоксенов предпринял попытку скрыть авиационное происшествие. В нарушение требований 12293 0 93001254 1265885411 26769 1435932869 10 1699162674 3771345249 811052896 2285564211п. 1 статьи 93 Воздушного кодекса Российской Федерации после вынужденной посадки доклад об аварии сделан не был. С помощью средств мобильной связи был вызван вертолет Ми-2, также принадлежащий В.Н. Подоксенову, который 30 октября совершил полет без связи с органами ОВД на место АП.
Эвакуация пассажиров и экипажа была произведена вертолетом Ми-2 только 30 октября 2001 г., чем были поставлены под угрозу жизнь и здоровье травмированных людей. На этом же вертолете было перевезено демонтированное с вертолета Ми-8 авиационное и радиоэлектронное оборудование, расположенное на приборных досках, этажерках в пилотской кабине и радиоотсеке.
Потерпевший аварию вертолет был обнаружен 31 октября 2001 г. экипажем вертолета Ми-8 RA-22643 ООО а/к "Камчатские авиалинии", выполнявшим полет по санзаданию.
Авиационное происшествие явилось следствием сочетания следующих факторов:
несанкционированное использование вертолета его владельцем с нарушением нормативных документов, определяющих эксплуатацию воздушных судов гражданской авиации;
непринятие экипажем воздушного судна в нарушение требований п. 2.5.7.3 РЛЭ Ми-8 и 12293 1 93001297 84 77 78 3923143167 4294967294 93866219 2789800991 84п. 8.1.2.3. НПП ГА-85#S мер по выходу из зоны обледенения, что привело к выключению обоих двигателей вследствие их обледенения.
При расследовании были выявлены грубые нарушения нормативных документов гражданской авиации, допущенные В.Н. Подоксеновым:
заявка на выполнение полета в органы по организации воздушного движения не подавалась, задание на выполнение данного полета оформлено не было, диспетчерского разрешения на вылет экипаж не получал, предполетный медицинский осмотр не проходил;
официальную метеоинформацию по району полета и информацию об аэронавигационном обеспечении на аэродромах и местных воздушных линиях экипаж не получал, полетной карты не имел, навигационные расчеты не выполнял;
подготовка ВС к данному полету и его исправность документами не подтверждена: карты-наряды, бортжурнал, свидетельство о регистрации гражданского ВС, сертификат летной годности гражданского ВС на вертолете отсутствовали.
Профессиональная подготовка членов экипажа не соответствовала требованиям 12293 2 93001297 1698301916 2589648985 2043273716 3704864250 3259534931 84 731286757 2392261205НПП ГА - 85 и Руководства по ОЛР - 87:
в летных делах и летных книжках членов экипажа последние записи о проверках их квалификации были оформлены в марте 2000 г.;
подготовку к полетам в весенне-летний период 2001 года и осенне-зимний период 2001-2002 годов члены экипажа не проходили;
у второго пилота срок действия свидетельства пилота закончился 24 мая 2001 г.;
бортмеханик не проходил полугодовой медицинский осмотр;
официальные перерывы в полетах у КВС достигали более 90 суток, проверка техники пилотирования после перерыва не выполнялась, свой минимум для полетов по правилам визуального полета КВС не подтверждал;
предварительная подготовка к полетам экипажем не проводилась.
В целях исключения подобных случаев предлагаю:
1. Руководителям территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России, руководителю ФУП "Госкорпорация по ОВД":
1.1. Настоящее распоряжение довести до руководителей аэропортов, авиапредприятий и государственных унитарных дочерних предприятий ФУП "Госкорпорация по ОВД".
1.2. Определить места постоянного базирования воздушных судов, принадлежащих индивидуальным предпринимателям, в аэропортах и на аэродромах, имеющих службы авиационной безопасности, для предотвращения их несанкционированного использования.
1.3. Для пресечения захватов и угонов воздушных судов применять предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации средства задержания нарушителей.
2. Руководителям авиапредприятий, аэропортов и государственных унитарных дочерних предприятий ФУП "Госкорпорация по ОВД":
2.1. Настоящее распоряжение изучить со специалистами служб авиационной безопасности, инженерно-авиационной службы, диспетчерским персоналом и летным составом, выполняющим полеты на вертолетах.
2.2. Организовать ежедневный инструктаж авиационного персонала по соблюдению мер авиационной безопасности и пресечению случаев несанкционированного использования воздушных судов.
2.3. На совместном разборе инженерно-авиационной службы и службы авиационной безопасности повторно изучить 12293 3 93001299 1540216064 24568 1892193253 1846460358 4294967268 1343004202 964829307 3746840458главу 20 НТЭРАТ-93 "Размещение, охрана и передача воздушных судов".
2.4. При подготовке к осенне-зимнему периоду 2002-2003 годов особое внимание уделить на знание летным составом вертолетов эксплуатационных ограничений, установленных правил выполнения полетов в условиях обледенения, правил эксплуатации противообледенительных систем.
3. Руководителям государственных унитарных дочерних предприятий ФУП "Госкорпорация по ОВД" обеспечить постоянный контроль и своевременное информирование военного сектора и правоохранительных органов при выявлении фактов незаконной эксплуатации воздушных судов и нарушений правил использования воздушного пространства Российской Федерации.
Первый заместитель Министра Нерадько