Найти тему
Ярославна

Урок наслаждения словом

В 2002 году я принимала участие в райнном конкурсе "Учитель года" и выиграла его. На конкурс представила свою педагогическую концепцию.

Прошло 20 лет, в школе уже не работаю, но концепция так и осталась руководством в жизни.

"Урок наслаждения словом"

Я не люблю, когда песню называют вещью.

Не люблю, когда книгу называют текстом. Книги – это ведь «реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина» («Повесть временных лет»).

Статус слова в духовном мире человека очень велик. Роль слова именно в русской культуре традиционно была особенно значительна.

Важнейшая цель речи в Древней Руси – объединение разрозненных мест и людей в целостный «русский мир». Эта нравственная задача актуальна и сегодня, поэтому «Слово о полку Игореве» – любимое произведение.

Мои ученики знают, что Ярославна – это не имя, а отчество.

- А как же звали Ярославну?

- Еленой, - смеются.

- Нет, Ефросиньей.

Но "Плач Ярославны" - только на древнерусском.

- А что, в Древней Руси так и говорили?

- Не просто говорили, а рассказывали, изрекали, слово молвили. Хотите так же научиться читать?

- Нет, сложно.

Но кто-то обязательно скажет:

- А можно я попробую?

И робко детские уста глаголют: «Не лиепо лии ны бяшете, бра-атие…»

Любимый раздел языкознания – синтаксис: «Ведь можно так слова расположить, что всем на свете будет хорошо» (Глеб Седельников).

Любимый вид деятельности – работа по развитию речи. На каждом уроке тематический центр – мудрая мысль, интересное высказывание, необычное видение мира. Этому центру подчиняется всё: и вопросы, и примеры, и задания. Уходим от жёстких рамок построения урока, от обязательного внедрения тех или иных методов. Я – словесник. У меня урок наслаждения словом.

Открываем для себя истинную суть слова, окунаясь в этимологию, но только в речи, в предложении мы можем проследить самоцветную игру значений: «Слово, оно что яблочко: с одного-то боку зеленое, так с другого румяное; ты умей его, девица, повертывать» (Былина об Илье Муромце).

Слово о Родине – самое трудное и трепетное, поэтому к нему особое отношение.

Сияй в державной ратной славе,

В садах и песнях соловья

Трудяга Малоярославец –

Простая Родина моя.

(В. Ермаков) –

это к уроку, на котором изучаются приложения (8 класс). На этих строчках можно построить и лексико-семантическую работу, и пунктуационную, и, конечно же, воспитательную.

Работа над текстом развивает речевые и логические навыки учащихся, помогает установить особый эмоциональный настрой урока. Нельзя допустить, чтобы язык, особенно родной, изучался лишь как информационное средство»; такая опасность – часть общего тяготения к бездуховности.

Античная пословица гласит: «Какова у людей жизнь, такова и речь». Верно и обратное: речь влияет на жизнь, богатство языка усложняет, разнообразит мысленную и духовную жизнь личности. Образцовая речь для человека, стоящего на пороге ХХI века, заключает в себе целесообразность, смысл и добро.

Цель моих уроков – побуждение интереса к русскому языку как живому источнику познания и вдохновения, который всегда «во дни тягостных сомнений и раздумий» станет для учеников «надеждой и опорой».

Главной задачей я ставлю себе формирование у детей сознательного отношения к различным языковым явлениям в современном обществе, а у старшеклассников стремлюсь пробудить желание наметить перспективы речевого самообразования, чтобы уже в этом стремлении обогатить свою речь, они встали на новую, более высокую ступень самосовершенствования.

Тот, кто жизнью живет настоящей,

Кто к поэзии с детства привык,

Вечно верует в животворящий,

Полный разума русский язык!

(Н. Заболоцкий)

Елена Степина.

#урок наслаждения словом #педагогическая концепция #речь и жизнь взаимосвязаны