В 2002 году я принимала участие в райнном конкурсе "Учитель года" и выиграла его. На конкурс представила свою педагогическую концепцию.
Прошло 20 лет, в школе уже не работаю, но концепция так и осталась руководством в жизни.
"Урок наслаждения словом"
Я не люблю, когда песню называют вещью.
Не люблю, когда книгу называют текстом. Книги – это ведь «реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина» («Повесть временных лет»).
Статус слова в духовном мире человека очень велик. Роль слова именно в русской культуре традиционно была особенно значительна.
Важнейшая цель речи в Древней Руси – объединение разрозненных мест и людей в целостный «русский мир». Эта нравственная задача актуальна и сегодня, поэтому «Слово о полку Игореве» – любимое произведение.
Мои ученики знают, что Ярославна – это не имя, а отчество.
- А как же звали Ярославну?
- Еленой, - смеются.
- Нет, Ефросиньей.
Но "Плач Ярославны" - только на древнерусском.
- А что, в Древней Руси так и говорили?
- Не просто говорили, а рассказывали, изрекали, слово молвили. Хотите так же научиться читать?
- Нет, сложно.
Но кто-то обязательно скажет:
- А можно я попробую?
И робко детские уста глаголют: «Не лиепо лии ны бяшете, бра-атие…»
Любимый раздел языкознания – синтаксис: «Ведь можно так слова расположить, что всем на свете будет хорошо» (Глеб Седельников).
Любимый вид деятельности – работа по развитию речи. На каждом уроке тематический центр – мудрая мысль, интересное высказывание, необычное видение мира. Этому центру подчиняется всё: и вопросы, и примеры, и задания. Уходим от жёстких рамок построения урока, от обязательного внедрения тех или иных методов. Я – словесник. У меня урок наслаждения словом.
Открываем для себя истинную суть слова, окунаясь в этимологию, но только в речи, в предложении мы можем проследить самоцветную игру значений: «Слово, оно что яблочко: с одного-то боку зеленое, так с другого румяное; ты умей его, девица, повертывать» (Былина об Илье Муромце).
Слово о Родине – самое трудное и трепетное, поэтому к нему особое отношение.
Сияй в державной ратной славе,
В садах и песнях соловья
Трудяга Малоярославец –
Простая Родина моя.
(В. Ермаков) –
это к уроку, на котором изучаются приложения (8 класс). На этих строчках можно построить и лексико-семантическую работу, и пунктуационную, и, конечно же, воспитательную.
Работа над текстом развивает речевые и логические навыки учащихся, помогает установить особый эмоциональный настрой урока. Нельзя допустить, чтобы язык, особенно родной, изучался лишь как информационное средство»; такая опасность – часть общего тяготения к бездуховности.
Античная пословица гласит: «Какова у людей жизнь, такова и речь». Верно и обратное: речь влияет на жизнь, богатство языка усложняет, разнообразит мысленную и духовную жизнь личности. Образцовая речь для человека, стоящего на пороге ХХI века, заключает в себе целесообразность, смысл и добро.
Цель моих уроков – побуждение интереса к русскому языку как живому источнику познания и вдохновения, который всегда «во дни тягостных сомнений и раздумий» станет для учеников «надеждой и опорой».
Главной задачей я ставлю себе формирование у детей сознательного отношения к различным языковым явлениям в современном обществе, а у старшеклассников стремлюсь пробудить желание наметить перспективы речевого самообразования, чтобы уже в этом стремлении обогатить свою речь, они встали на новую, более высокую ступень самосовершенствования.
Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык!
(Н. Заболоцкий)
Елена Степина.
#урок наслаждения словом #педагогическая концепция #речь и жизнь взаимосвязаны