В рамках Восточного экономического форума прошла 11-я Международная конференция Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества по взаимодействию в сфере высшего образования (МКО АТЭС-2022). В мероприятии приняла участие заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Наталья Бочарова.
Замминистра отметила, что сотрудничество в гуманитарной сфере должно продолжаться вне зависимости от политической обстановки. Минобрнауки России выступает с инициативой создания образовательных «хабов» в Азиатско-Тихоокеанском регионе, включая пространство Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), с участием заинтересованных российских и иностранных вузов, которые объединят ведущие университеты и научные учреждения. Планируется, что направления подготовки будут учитывать основные приоритеты развития и потребности в реальных секторах экономики России и стран Юго-Восточной Азии.
Кроме того, Минобрнауки России реализует механизмы поддержки вузов Дальневосточного федерального округа. В частности, в рамках дальневосточного трека программы «Приоритет 2030» ведется работа по совершенствованию инфраструктуры и строительству мировых кампусов с общим объемом финансирования более 116 млрд рублей. Данные мероприятия направлены на привлечение студентов из других регионов России и иностранных государств.
Участники международной конференции АТЭС также обсудили передовой опыт стран Азиатско-Тихоокеанского региона по обеспечению качества и цифровизации образовательных процессов в условиях пандемии.
Министр науки и технологий Республики Союз Мьянма Мьоу Тейн Чжо отметил, что онлайн образование – одно из ключевых решений в преодолении трудностей новой эпохи. В рамках реализации принятого в Мьянме Плана действий по реагированию на вызовы, связанные с пандемией COVID-19, создаются цифровые кампусы и цифровые системы доставки онлайн-образования. Вместе с тем Министр подчеркнул, что только живой формат коммуникации способен удовлетворить всем требованиям современного образовательного процесса. Комбинация цифровых и традиционных систем откроет новые возможности для обучения, а также обеспечит качество и непрерывность образования.
Генеральный секретарь Ассоциации университетов Азиатско-Тихоокеанского региона Кристофер Тремеван заявил, что на сегодняшний день странам Азиатско-Тихоокеанского региона необходимо переосмыслить будущее высшего образования. По его словам, несмотря на политические разногласия в регионе, крайне важно сохранять межуниверситетские связи для решения глобальных вызовов.
По мнению ректора Токайского университета Киёси Ямада, один из примеров поддержания межуниверситетского диалога в текущей ситуации – сотрудничество ДВФУ и Университета Токай в Токио. Он добавил, что вузы рассчитывают на продолжение совместных проектов, таких как совместная летняя онлайн-школа и исследовательская экспедиция на научном судне, а также сохранение представительских офисов ДВФУ в Токио и Университета Токай в ДВФУ. Такие инициативы демонстрируют важность совместной работы для достижения общих целей вне зависимости от внешних обстоятельств.