Найти тему
Анастасия Миронова

Кризис журналистики мнения. Повторяю, почему он сказался именно сейчас

Более серьезный комментарий к моей вчерашней колонке про эпоху голодранцев. Люди, которые пишут мрачные прогнозы, в ответ на предложение поговорить об альтернативном будущем, обычно смеются в лицо и твердят, ну чисто попугаями, что хорошо не будет, а если кто допускает обратное, тот агент как раз Кремля.

Помню свой текст от начала апреля: я написала, что, вообще-то, все еще может быть хорошо и Россия сможет перетянуть на свою сторону большинство стран. Кого - моральным аргументом, кого - идеологией, а кого-то, конечно, и рублем. Тогда мне традиционно говорили, что я пропагандистка, а из России надо бежать всем, кто не успел сделать ноги в марте.

Прошли месяцы. Ничего не рухнуло. Теперь эти же люди кричат: “Пропаганда!” в ответ на любые слова о том, что, вообще-то, есть в экономике и политике ряд признаков, которые позволяют строить другие прогнозы. Но мы читаем только плохие.

Почему так? Мы же не нация пессимистов. Может, проблема в слишком долгой фрустрации? Мы чересчур долго жили в слабом государстве, которое принято было откровенно презирать по ту сторону границы и ненавидеть - по эту. Мы не то чтобы не верили в хорошее - от долгого жития в бедности и хаосе мы разучились это делать.

Попросту не знаем, каково это - когда у тебя крепкое государство, которое ты сам хочешь уважать

Другая причина, по которой у нас сейчас нет нормальных внятных прогнозов на случай, если все пойдет для России хорошо - в том, что у нас нет независимой аналитики, публицистики, журналистики мнений. Все давно разбежались по цехам, лагерям. У нас только сейчас начался ренессанс публицистики журналистской, писательской. До того в роли знатоков мнений выступали кто угодно: политики, политфункционеры, политтехнологи, гражданские активисты, правозащитники. Это люди застоя. Их мнение в эпоху перемен никому неинтересно и даже опасно, потому что в такое время нужны люди, способные смело говорить обо всем наблюдаемом и озвучивать все свои прогнозы, даже если они никому не нравятся. У нас так не принято. У нас не принято писать в прессе то, что осуждает твой круг.

Поэтому из прессы вымыло почти всю камарилью, обсидевшую наши СМИ. И прежде всего не у дел оказались либеральные аналитики, вечные комментаторы, бессменные гости эфиров. Их нет, они пропали из общественного пространства, потому что не в состоянии выдавать самое сейчас ценное - честные прогнозы.

Ровно по этим двум причинам - общая фрустрация от векового неблагополучия и вырожденческая публицистика с аналитикой - у нас сейчас в серьезной прессе нет сколько-нибудь внятных попыток представить себе будущий мир, в котором мы все можем оказаться.

Представьте, если через 10 лет Европа и впрямь захиреет без дешевого топлива и порастет фиброзом из-за угольных печей, а у нас тут наступит рывок благодаря... атомной бомбе товарища Сталина. Все это надо прямо сидеть и переосмыслять. Люди, которые с этой весны ничего не поняли, просто глупы.

Вот реально если у человека политическая картина мира, взгляды на новейшую историю и самого Путина 23 февраля и сейчас одинаковые, он патентованный дурак

И, конечно, сейчас как раз время публицистики. Независимой, не ангажированной. Той, которой нет! Лишний раз напомню, как в 2019, что ли, году мне вручали "Либмиссию" и я сказала, что застой кончился, впереди перемены. Хорошие они будут или плохие, неважно, но в это время нам нужна будет сильная публицистика писателей и журналистов, а не политтехнологов, партийцев и пропагандистов с обеих сторон. Виктор Шендерович тоже тогда кивал и смеялся. Они в тот раз главный приз дали Ивану Давыдову, а мне - поощрительную статуэтку.

Все хочу спросить: ну как, помог вам в эти месяцы Иван Давыдов? Где аудитория Ивана Давыдова? Петли намыливает в тбилисских гостиницах? Где веселые свои человечки, которые тогда к награждению Давыдова целый фильм сняли? Все до одного без работы и вне России. Время показало, что в такие тяжелые дни никому не нужна ангажированная публицистика. Она убивает. Трагедии тысяч и тысяч неустроенных эмигрантов - на совести ангажированной публицистики и только на ней. В час Х людям не представили реального расклада мнений.

Сейчас новый час Х, а мы так и не видим от действительных интеллектуалов реальных прогнозов.

50 дней прошло после моего прогноза о том, что все будет хорошо. Ну и кто ошибся?
Анастасия Миронова8 мая 2022
Что же с нами будет? Рассуждаем на холодную голову
Анастасия Миронова16 марта 2022