Подчёркнутый ультралиберализм не мешал долгие годы одному из достаточно известных в ЖЖ, Facebook* и Telegram российских блогеров сотрудничать с государством. Тусующаяся в заблокированной в России соцсети столичная элита оппозиционных и прогрессивных взглядов то ли ничего об этом не знает, то ли не считает чем-то существенным. Тем не менее, довольно легко предположить, что и в последние месяцы публицист, имени которого в этом тексте мы прямо называть не будем, остаётся своего рода «двойным агентом».
Лауреат
Своим в среде столичных интеллектуалов человек, о котором идёт речь, стал в конце нулевых — начале десятых годов, благодаря блогу в «Живом журнале». Канал до сих пор регулярно обновляется, несмотря на то, что ЖЖ давно считается «мёртвой площадкой». Автор пишет об искусстве, пользуясь имеющейся у него учёной степенью как своего рода подтверждением определённого рода экспертности. Также в блоге выходят посты об актуальных событиях, в том числе политических.
К слову, когда стало очевидно, что «Живой журнал» стремительно теряет аудиторию, публицист перенёс основную активность на свою страницу в Facebook*. И несколько лет назад даже удостоился одной из так называемых национальных премий в сфере блогерской деятельности. Кстати, эта награда для него является не единственной. До этого будущий успешный блогер становился лауреатом премии для молодых писателей за литературоведческое эссе.
На каждую из страниц подписаны десятки тысяч пользователей. В качестве отступления хочется ответить на возможные претензии по поводу зависти: мол, очерняете успешного человека, потому что сами и близко на такую аудиторию выйти не можете. Не скроем, нас немало удивляет такой успех с учётом особенностей профессиональной и личной биографии этого человека, в первую очередь, у столичных интеллектуалов. Впрочем, и в целом высокая оценка сугубо «профессиональной» стороны работы автора страниц вызывает недоумение.
Компиляции и комплименты
Большая часть публикующегося блогером контента в лучшем случае представляет собой рерайт наиболее обсуждаемых новостей с других ресурсов. В худшем, так называемый либеральный публицист просто компилирует тексты из готовых предложений и абзацев. Собственных материалов автор страниц на разных площадках практически не производит. В среде тех, кто знает того, о ком идёт речь, в его родном регионе существует мнение, что ключ к успеху медийных проектов блогера лежит в умении правильно выбрать вызывающий интерес и провоцирующий дискуссии с участием той самой московской интеллектуальной элиты контент. Дальше всё развивается по принципу «снежного кома»: после появления комментария одного оппозиционного селебрити в дискуссию включаются другие, и умные алгоритмы поднимают пост всё выше в рейтинге, обеспечивая ему всё большую просматриваемость.
Однако среди публикаций о культуре и несовершенстве политического устройства России незамеченными и совершенно забытыми остаются комплиментарные материалы о руководстве региона, в котором большую часть жизни прожил публицист. Аккурат под выборы несколько раз он публиковал интервью сначала с одним губернатором области, а потом и с другим. По тональности и содержанию вопросов эти беседы совершенно не похожи на то, как берут интервью журналисты независимых или оппозиционных медиа.
Но столичной либеральной интеллигенции, похоже, такие публикации не кажутся чем-то существенным. Кому не приходилось продавать площади своих изданий в рекламных целям под агитацию идущих на выборы кандидатов. Правда, здесь автор лично, выражаясь грубо, «торгует лицом» в пользу конкретных представителей власти. Но, с другой стороны, таких постов — раз, два и обчёлся, а отвечающего вкусам столичной интеллигенции — не в пример больше.
Кафедра и канал
Возможно, впечатления либеральной публики несколько изменились бы, знай она о том, что её «единомышленнику» в региональном вузе отдали специально созданному под него кафедру. Причём, за время существования, кроме него, ни один сотрудник на ней работать не будет. Кафедра не произведёт ни одного набора студентов. А через пару лет она по-тихому исчезнет из всей официальной документации, как будто и не было её. Зато всё это время публикующий оппозиционные посты блогер будет находиться на содержании государства, работать советником руководителя крупной бюджетной организации в сфере образования.
Более того, всё это время он будет вести телеграм-канал, который по оформлению, названию и позиционированию должен работать в интересах той самой образовательной структуры, — сообщил нам источник внутри учреждения. Но по факту наполняться он будет преимущественно материалами, выставляющими в положительном свете губернатора региона. Будут в нём публиковаться и посты, посвящённые акциям оппозиции января 2021 года. Там они называются несогласованными и незаконными: «УМВД России по Новгородской области и другие правоохранительные органы не допустят дестабилизации обстановки и предпримут все необходимые меры для поддержания правопорядка в регионе. Любые агрессивные действия участников несогласованных публичных мероприятий, и тем более попытки спровоцировать столкновения с сотрудниками правоохранительных структур, будут расцениваться как угроза общественной безопасности и немедленно пресекаться».
Но поскольку публично об отношении к администрированию этого канала героя столичной либеральной публики никогда речи не шло, то и знает об этом только ограниченный круг людей, а не столичная интеллектуальная элита. К слову, посты продолжают выходить. И готовит их, судя по всему, публицист, о котором идёт речь.
Нам тоже было бы уместно адресовать вопрос: почему конкретно этот канал анонимен? Кто за ним стоит? Однако мотивация и возможная опасность для наших авторов и для лауреата литературных и блогерских премий при «каминг-ауте» совершенно несоизмеримы. В нашем случае — потенциальный интерес со стороны власти со всеми сопутствующими рисками. Для публициста — осуждение продвинутой московской тусовки (и далеко не факт, что всей) и, возможно, потеря части аудитории.
За гранью «добра и зла»
Конечно, многие люди прогрессивных и либеральных взглядов работали, работают и будут работать на государство. Однако далеко не все так отзывчиво реагируют на запрос сверху, касающийся событий, так или иначе затрагивающий личные взгляды и идеалы. Можно быть чиновником, журналистом государственного медиа и избегать поступков, которые им противоречат, идут вразрез c представлениями о добре и зле людей, единомышленником которых тебя считают.
Однако это не про человека, о котором идёт речь. Не стоит воспринимать это как попытку публичного доноса. Вряд ли публицист, который продолжает активно постить тексты критического по отношению к государству содержания (параллельно с обратным в анонимном канале) и пользоваться успехом в интеллектуальной среде, как-то пострадает от этого текста на площадках с небольшим количеством подписчиков. Однако хотелось бы, чтобы либеральная элита столицы, часть из которой сейчас, скорее всего, оказалась за рубежом, задумалась о том, кого и почему они считают «в доску своим».
*сеть Facebook принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской организацией