1917 год
Россия
После перехода власти в России к Временному Правительству резко осложнилась работа военной контрразведки России.
В частности, теперь ее руководству приходилось считаться с мнением Советов рабочих и солдатских депутатов, которые зачастую возглавляли лица, кто вообще не понимали специфики контрразведывательной службы и иногда выносили на обсуждение Советов такие вопросы, которые можно обсуждать лишь среди сотрудников, причастных к тому или иному делу.
В городе Николаев начальником отделения контрразведки Штаба Черноморского флота являлся С.М. Устинов. Ему удалось найти взаимопонимание с руководством местного Совета рабочих и солдатских депутатов. Ему даже выдали мандат, который однажды спас С.М. Устинова от серьезных неприятностей (смотри публикацию «Четыре дня Одессы и мандат»).
Летом 1917 года из Севастополя от руководства контрразведки Штаба Черноморского флота приходит депеша, что в Николаеве должна появиться группа агитаторов большевиков, матросов Балтийского флота. Это группа уже провела несколькомитингов на военных и судоремонтных заводах, кораблях Черноморского флота. Теперь они выехали в Николаев, чтобы провести там ряд митингов, а это моглосорвать своевременный выход в Севастополь уже спущенного на воду нового броненосца «Воля». На броненосце устранялись последние недоделки рабочими Балтийского завода города Николаев.
Получив данную депешу, С.М. Устинов немедленно прибыл в Совет и на его заседании изложил меры, которые необходимо принять, чтобы «Воля» вовремя и в срок отбыл в Севастополь. Одной из мер было недопущение антивоенного митинга на Балтийском заводе. Также С.М. Устинов настаивал на проверке мандатов и полномочий, прибывающих «балтийцев», чтобы не оказалось, что эти люди не представители Балтийского флота, а агенты германской разведки.
В ходе обсуждения этого вопроса мнение матросов – членов Совета – разделились. Одни считали, что необходимо проверить мандаты прибывающих и в случае их подложности выслать их из Николаева, как злостных агитаторов, другие, что надо разрешить им проведение митинга, даже если у них нет соответствующих полномочий, в целях налаживания более тесных контактов с моряками Балтийского флота.
К счастью, победило мнение тех, кто выступал за проверку мандатов.
При проверке мандатов прибывших в Совете выяснилось, что их подлинность вызывает сомнение. Потому балтийцам откровенно заявили, что они не могут являться уполномоченными Балтийского флота и, как следствие, проводить митинги в Николаеве.
Прибывшим это не понравилось, они провели работу, чтобы собрать рабочих Балтийского завода на несанкционированный местным Советом митинг.
Вопреки надеждам «балтийцев» на митинг собралось немного рабочих. А потом он был и вовсе сорван, когда представитель местного Совета, прибывший на этот митинг, прямо заявил присутствующим, что мандаты уполномоченных Балтийского флота, имеющиеся у выступающих, вызывают большие сомнения в их подлинности. После подобного заявления часть рабочих с митинга сразу же разошлась, а прочие слушали выступающих без особого энтузиазма. Сразу после окончания этого митинга с подачи С.М. Устинова решением местного Совета этих агитаторов выдворили из Николаева.
«Воля» вышел в Севастополь в срок.
(Источник: С.М. Устинов)