До учреждения в 1757 году в Санкт-Петербурге Императорской Академии художеств профессиональные живописцы были в России большой редкостью. Меж тем, традиция заказа портретных изображений – «парсун» бытовала среди русской знати едва ли не со времен Ивана Грозного. В 18 веке к услугам отечественной элиты действовал целый цех иноземных художников. Одни из них постоянно проживали в России, другие приезжали в страну для исполнения выгодных работ.
Да и позже, на протяжении всего 19 века, европейские маэстро зачастую открывали в российских столицах свои живописные студии, выступая конкурентами отечественных портретистов.
В те же годы среди русских аристократов широко распространилась мода на заграничные вояжи. Нередко богатые князья и графы привозили из Европы свои портреты, выполненные известными западными художниками.
Уникальная коллекция портретов российской знати кисти иностранных мастеров собрана искусствоведами Государственного Исторического музея. Часть этих работ представлена на проходящей в Ярославле выставке.
В экспозиции показаны произведения французов Жана-Луи Вуаля и Луи Станисласа Февра-Дюффе, немцев Франкарта, Давида Людерса, Фридриха Кюнеля, Иоганна Карла Лаша, австрийца Людвига Гуттенбрунна, датчанина Мортена Тране Брюнниха и венгра Шандора Козины. Хронология их работ охватывает почти два столетия.
Среди изображенных персон цвет российской знати – князья Волконские и Голицыны, бароны Строгановы, графы Чернышевы и Олсуфьевы …
Давид Людерс. Портрет князя Алексея Никитича Волконского. 1758 г.
Князь А.Н. Волконский (ок. 1720-1781) в чине прапорщика участвовал в Семилетней войне России с Пруссией. В перевороте 1761 г., завершившимся восшествием на престол Екатерины II, никак себя не проявил. Однако был пожалован государыней сначала в полковники, потом в генералы. Очевидно, молодая императрица остро нуждалась в поддержке представителей знатных российских фамилий.
Жан Луи Вуаль. Портрет княгини Екатерины Петровны Барятинской. 1791 г.
Княгиня Е.П. Барятинская (1750-1811) – жена князя Ивана Сергеевича Барятинского, русского посланника в Париже. На портрете ей 41 год, на вид очень живая особа. С такой прической (париком?) могла бы иметь успех на современной ночной дискотеке.
Карл Иоганн Лаш. Портрет княгини Екатерины Львовны Вяземской. 1851 г.
Княгиня Е.Л. Вяземская (1819-1867) – фрейлина императрицы Александры Фёдоровны (супруги императора Николая I)
По всему, дамой она была проницательной и интеллигентной.
Шарль Луи Люсьен Мюллер. Портрет графини Марии Ивановны Чернышевой-Кругликовой. 1861 г.
Графиня М.И. Чернышева-Кругликова (1843-1923), урожденная графиня Апраксина, - супруга графа И.И. Чернышева-Кругликова, флигель-адъютанта императора Александра II
О, такая «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет»!
Кстати, есть исторический факт. В мае 1760 года в ярославском доме ссыльного фаворита Бирона случился пожар. Рядом оказалась жена ярославского воеводы Шубина. Отважная сановница, растолкав нерасторопных мужиков, сумела вытащить из пламени лишившуюся чувств герцогиню. О чем Бирон с признательностью сообщил государыне. (Статью «Бирон в ярославской ссылке» см. на нашем канале)
Мортен Транне Брюнних. Ростовой портрет графа (с 1856 г.) Василия Дмитриевича Олсуфьева. 1851 г.
В.Д. Олсуфьев (1796-1858), будучи юным корнетом Ахтырского полка принимал участие в освободительном походе на Париж. С 1840 г. – гофмаршал двора цесаревича Александра Николаевича. В 1856 г. указом императора Александра II удостоился графского титула
Луи Станислас Февр-Дюффе. Портрет княгини Софьи Александровны Шаховской(?). 1858 г.
С большой вероятностью на портрете изображена княгиня Софья Александровна Шаховская (1830-1882), урожденная Олсуфьева, супруга князя А.И. Шаховского
Не правда ли, очень красивая женщина!
Франц Ксавер Винтерхалтер. Портрет 8-ми летнего князя Григория Григорьевича Гагарина. 1858 г.
Князь Г.Г. Гагарин (1850-1918) – старший сын генерал-майора, вице-президента Академии художеств князя Г.Г. Гагарина, куратора издания коронационного альбома императора Александра II
Франц Ксавер Винтерхалтер. Портрет светлейшего князя Льва Александровича Чернышева. 1868 г.
Светлейший князь Л.А. Чернышев (1837-1864), сын военного министра - светлейшего князя А.И. Чернышева. В 1852 г. назначен флигель-адъютантом, а в 1857 г. направлен для работы в посольство в Риме. В 1864 году князь скоропостижно скончался, памятный посмертный портрет был заказан его семьёй
Шандор Козина. Портрет Александра Николаевича Соймонова. Начало 1840-х гг.
А.Н. Соймонов (1787-1856), потомственный дворянин, подполковник русской армии, крупный землевладелец. Приходился племянником П.А. Соймонову, статс-секретарю императрицы Екатерины II.
Шандор Козина. Портрет Марии Александровны Соймоновой, урожденной Левашевой, супруги А.Н. Соймонова. Начало 1840-х гг.
Шандор Козина. Портрет Сусанны Александровны Соймоновой. 1838 г.
С.А. Соймонова была младшей дочерью Александра и Марии Соймоновых. Девушка подавала надежды как начинающая художница. В том же 1838 г. Сусанна Соймонова (1815-1879) вышла замуж за Николая Дмитриевича Мертваго, выпускника Царскосельского лицея, блестящего гвардейского офицера.
Однако, похожа на свою маму (см. портрет выше)
P.S. Снимки сделаны непосредственно с холстов с разрешения организаторов выставки
Продолжение в следующей статье