50-е годы XX века в искусстве России ознаменовали расцвет нонконформизма в искусстве. В то время начало формироваться так называемое «неофициальное искусство», представителей которого, обычно по идеологическим и политическим причинам, власти страны подвергали цензуре и вытесняли за пределы публичной художественной жизни города и всей страны в целом. Одним из ярких представителей художников-нонконформистов того времени является Дмитрий Плавинский, чья выставка «Носороги на черепашьих бегах в Москве» приурочена к 85-летию со дня его рождения и будет идти в Музее AZ до 20 ноября 2022 года.
Проект «Носороги на черепашьих бегах в Москве» насквозь пронизан символами и разного рода параллелями с жизнью художника. Прежде всего, символично место проведения выставки — Плавинский был очень дружен с Анатолием Зверевым, в честь которого назван музей. Косвенно благодаря одной истории, свидетелем которой был Зверев, в творчестве Плавинского начался «черепаший» период. Возможно, это не совсем правдивая история, но в 50-х годах прошлого века рядом с мастерской Плавинского на Арбате упала черепаха (Зверев всегда подчеркивал, что упала она именно с неба, а не с этажа выше). Плавинский как завороженный стал рассматривать узоры на панцире новой обитательницы мастерской в попытках разгадать увиденный им одним шифр из борозд на пластинах. Скорее всего, шифр этот он успешно разгадал, потому что с этого времени черепахи плотно поселились в его творчестве до конца жизни. И всегда это не просто черепахи, а мифологические символы всей человеческой культуры, которая сложными узорами и временными наслоениями балансирует на спине этой рептилии.
Если с символизмом черепахи в творчестве Плавинского все более или менее понятно, то наличие носорогов поначалу может вызвать вопросы. Дмитрий Плавинский всегда благоговел перед эпохой Возрождения, а в то время свой расцвет переживала ныне почти забытая техника офорта. Плавинский буквально возродил в своем творчестве Ренессанс, детально изучив офорты старых мастеров в гравюрном кабинете Пушкинского музея. Теперь его неофициальное искусство состояло из медных дощечек и процарапанных на них линий. Больше всего его вдохновили офорты Альбрехта Дюрера, на которых был изображен носорог. Дюрер никогда вживую не видел носорогов, но мог ориентироваться на рисунки и рассказы очевидцев, которые видели этого заморского зверя в Лиссабоне. В то время индийский правитель передал его в качестве подарка португальскому королю, и все, кто мог, приехали посмотреть на эту мощную живую машину с панцирем. Дюрер остался под впечатлением даже от рассказов, так и родилась эта знаменитая работа. Плавинский же, пользуясь впечатлениями Дюрера, создал своего носорога с земным шаром на месте живота, единственного незащищенного панцирем места. Поэтому огромный носорог становится в творчестве Плавинского аллюзией на весь мир в целом, который нередко очень брутален и суров, но в то же время может быть мягким и ранимым.
Носороги собрались в Москве в музее Анатолия Зверева на черепашьи бега, и прибыли они из разных мест. Работы, представленные на выставке, находятся как в частных коллекциях, так и в личной коллекции Наталии Опалевой, генерального директора Музея AZ. Ко дню города Музей подготовил масштабную детскую программу и бесплатные экскурсии по выставке, с расписанием которых можно ознакомиться на сайте.