Человеческая сексуальность – это очень деликатная тема. Родителям бывает очень сложно отвечать на вопросы ребенка по этой теме. Поэтому родителям необходимо знать основные периоды полового развития детей.
Младенчество (возраст от 0 до 1 года) характеризуется потребностью младенца в телесных ощущениях, плач с требованием обнять, сосание пальца и игрушек. Младенец трогает части своего тела и исследует их, ребенок оживляется при общении со значимым взрослым, вокализирует.
В период раннего возраста (1 - 3 года) у ребенка на фоне продолжающегося интереса к своему телу появляется интерес к чужому телу, малыш начинает замечать телесные различия между мальчиком и девочкой, понимает, к какому полу сам принадлежит. У ребенка возникает подражание представителям своего пола в играх, манерах говорить, в одежде, в поведении, в способе пользования горшком.
С дошкольного детства (от 3 до 6-7 лет) у ребенка развивается интерес к гендерным отношениям, он начинает усваивать социальные роли и правила (дочки-матери, Человек-паук спасает Мэри Джейн и т.п.). Дошкольники уже задают вопросы на темы сексуальных отношений. На этом этапе родители могут объяснить малышам, что половые органы, такая же естественная часть тела, как и другие, и что дотрагиваться до них вполне приемлемо, например, при посещении уборной или мытье. Но, в тоже время, гениталии являются «интимными» органами и должны быть прикрыты одеждой.
В младшем школьном возрасте (7 - 12 лет) ярко проявляется деление на девочек и мальчиков, игра происходят с однополыми друзьями, отвержение представителей противоположного пола уже сочетается с одновременным влечением к ним. У детей этого возраста возникает необходимость в интимности: появляется закрытая одежда, разные раздевалки у школьников, стеснительность при мытье, при посещении уборной, при одевании. Отношение к теме строения половых органов более спокойное, и нет острой потребности все узнать, а напротив, есть смущение при просмотре «откровенных» сцен в кино; поддразнивание дружбы между мальчиками и девочками («тили-тили-тесто»). Дети латентного возраста обычно задают вопросы о зачатии и рождении. Младшие школьники уже неплохо разбираются в некоторых вопросах пола и часто спрашивают родителей не только о своем рождении, но и о зачатии. Задача родителей быть с детьми честными и предоставлять информацию в соответствии с их возрастом.
Подростки (11/12 - 16 лет) уже являются «более просвещенными» в вопросах сексуального характера. Резкий гормональный скачок и завершение развития вторичных половых признаков стимулирует интерес к противоположному полу, появляется первая влюбленность. Подростки ощущают себя принадлежащими не к семье, а к группе сверстников и больше полагаются на мнение друзей, чем родителей. Поэтому искаженная информация по вопросам полового воспитания может оказаться не просто бесполезной, но и весьма опасной для подростка, так как этот возрастной период связан с тягой к различным экспериментам. Вопросы подростка к родителям в отличие от детей младшего возраста уже более сложные и могут «поставить взрослых в тупик», родители часто теряются в ответах на них, но, «отмахиваясь от этого», что-то умалчивая, боясь откровенности, они рискуют потерять доверие детей. Важно помнить, что, если вы не можете найти ответа на непростой вопрос ребенка, то скажите честно, что не знаете этого. Поищите вместе с ребенком необходимые сведения в авторитетных источниках. Этими источниками может стать специальная литература, хороший специалист и даже уважаемый блогер.
Медицинский психолог ГБУ ЦСПР «Формула роста» Наталья Богакина.
#подростки, #пубертатныйпериод #половоевоспитание #школьники #личнаягигиена #разговорысдетьми #старшеклассники #мойособыйсемейныйцентр #семейныйцентр #формулароста