В Советскую Россию возвращались многие десятки тысяч бывших эмигрантов, самого разного происхождения, самых разных убеждений. И происходило это в самое разное время.
К примеру, бывший белый генерал Яков Александрович Слащёв в Советскую Россию вернулся в 1921 году. А бывший генерал-майор и военный атташе Российской империи Виктор Александрович Яхонтов вернулся в СССР... в 1975 году (и было ему в тот период уже 94 года)!
Алексей Алексеевич Игнатьев, можно сказать, относился к самой настоящей «дореволюционной элите». Папа — граф А. П. Игнатьев, генерал-губернатор и генерал от кавалерии. Мама — княжна С. С. Мещерская, фрейлина императрицы Марии Александровны (это жена императора Александра II и мама императора Александра III). Короче, настоящие «сливки царского общества».
Да и сам А. А. Игнатьев мог на жизнь не жаловаться: он окончил Николаевскую академию Генштаба, после чего стал штаб-офицером для особых поручений. Позднее Алексей Алексеевич стал российским военным агентом и наладил разведывательную работу против вероятных противников России — Германии и Австро-Венгрии.
Ну а в годы Первой мировой войны А. А. Игнатьев стал представителем Русской армии во Франции, где управлял военными заказами и принимал участие в важных союзных конференциях.
В 1917 году А. А. Игнатьева (и его брата, П. А. Игнатьева) собственный подчиненный обвинил в «недобросовестном отношении к казённым деньгам». Донос этого подчиненного, офицера А. Н. Панчулидзева также обвинял А. А. Игнатьева в... доносах и интригах. В общем, не все было гладко в Датском королевстве (точнее, в Российской республике).
Некоторые современные исследователи, такие как А. В. Ганин, полагают, что обвинения могли иметь под собой почву: в конце концов, А. А. Игнатьев познакомился с очаровательной балериной, Н. В. Трухановой. Да и у брата, П. А. Игнатьева тоже были «отношения», требовавшие средств.
Тем не менее, тут не всё так однозначно. Потому что дальнейшие поступки «графа Игнатьева» перечеркивают любые обвинения, сейчас вы это увидите.
После Октябрьской революции Алексей Алексеевич Игнатьев остался во Франции. Но... в 1925 году он передал советской власти 225 миллионов франков золотом.
Эти суммы лежали на французских счетах, ранее принадлежали Российской империи. А. А. Игнатьев не «просадил» эти миллионы сам, не позволил завладеть деньгами белоэмигрантам. И это плохо сочетается с обвинениями в растратах от офицера А. Н. Панчулидзева.
До 1937 года А. А. Игнатьев скромно работал в советском торговом представительстве в Париже. Надо сказать, работал в своеобразной атмосфере: его проклинали белоэмигранты, графа исключили из всех зарубежных организаций (например, из товарищества выпускников Пажеского корпуса), от Алексея Алексеевича отрекся даже собственный брат, Павел Алексеевич Игнатьев. И уж конечно про А. А. Игнатьева теперь рассказывали всякое.
И вот, в 1937 году бывший граф и генерал-майор возвращается (вместе с уже супругой-балериной) в Советский Союз. Да, год выбрал весьма удачный. Тем не менее, события 1937 — 1938 годов не затронули А. А. Игнатьева (чего нельзя сказать про многих других возвращенцев, например, про Сергея Яковлевича Эфрона или Николая Васильевича Устрялова). Он стал настоящим «красным графом».
А. А. Игнатьев работал в советских военно-учебных заведениях, в 1940 году получил звание генерал-майора, только уже Красной Армии. Он был принят в Союз писателей СССР.
В годы Великой Отечественной войны А. А. Игнатьев стал генерал-лейтенантом, старшим редактором военно-исторической литературы Военного издательства НКО СССР. Имел определенное влияние на самого И. В. Сталина: лично предложил Маршалу возродить Кадетские корпуса, что и было сделано.
Иногда ещё указывается, что А. А. Игнатьев также стал инициатором введения погон, но подобного документа я пока не встречал (а вот докладная записка Игнатьева Сталину по поводу создания Кадетских корпусов хорошо известна). В целом история жизни этого деятеля ещё ждет своего более подробного исследования.
После окончания Великой Отечественной войны Алексей Алексеевич Игнатьев стал автором мемуаров. В отставку вышел в 1947 году. В последние годы жизни бывший граф увлекался кулинарией и, по отзывам современников, был весьма скромным, интеллигентным и отзывчивым человеком.
В целом, это одна из наиболее счастливых и интересных судеб вернувшихся эмигрантов. «Красный граф» (хотя чаще так называют писателя А. Н. Толстого, тоже бывшего эмигранта) Алексей Алексеевич Игнатьев сделал свой выбор. И его заслуги были оценены. Хотя я наблюдал различные версии того, кем же был А. А. Игнатьев: «серым кардиналом» сталинского СССР (и даже куратором разведки за рубежом) или же просто «скромным возвращенцем».
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Читайте также другие мои каналы на Дзене:
О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.
О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.