Найти в Дзене
Millenium-sound-khv

"С какой частотой поет ваша любимая гитара?" - поговорим о частотном диапазоне музыкальных инструментов

таблица с частотными характеристиками того или иного музыкального инструмента. Изображения взято из открытых источников.
таблица с частотными характеристиками того или иного музыкального инструмента. Изображения взято из открытых источников.

Все мы хотим, что бы наша любимая музыка, звучало хорошо, и приятно. И что бы этого добиться, иногда приходится заниматься настройкой звучания вашей аудио-системы, а именно – эквалайзингом. Чтобы этот процесс не превратился в блуждание по «туманным дебрям», сегодня мы поговорим, о частотных характеристиках музыкальных инструментов, а также, обсудим в каких частотных диапазонах звук инструментов раскрывается лучше всего.

Для начала, упрощенно, рассмотрим частотный спектра звука:

еще одна таблица, подобная предыдущей. Правда, по моему мнению, она полегче для восприятия. Изображение взято из открытых источников.
еще одна таблица, подобная предыдущей. Правда, по моему мнению, она полегче для восприятия. Изображение взято из открытых источников.
  1. Низкие басы (от 10 Гц до 80 Гц) — это самые низкие ноты, от которых стекла и стены в вашем доме будут дрожать. Если ваша звуковоспроизводящая аппаратура не воспроизводит эти частоты, вы должны ощутить потерю насыщенности и глубины звука. Естественно, при записи и сведении потеря этих частот вызовет тот же эффект.
  2. Верхние басы (от 80 Гц до 200 Гц) — это верхние ноты басовых инструментов и самые низкие ноты таких инструментов, как гитара. Если потерять этот регистр, то вместе с ним потеряется и ощущение силы и мощности звука, потому что именно в этих частотах содержится та энергия, которая заставляет вас пританцовывать под музыку (недаром основная энергия ритм-секции сконцентрирована именно в этом регистре).
  3. Низкие средние (от 200 Гц до 500 Гц) — здесь размещается почти весь ритм и аккомпанемент. Это регистр гитары.
  4. Средние средние ( от 500 Гц до 2.500 Гц) — соло скрипок, соло гитар, фортепиано, вокал. Музыку, в которой не хватает этих частот обычно называют "занудной" или "смурной".
  5. Верхние средние (от 2.500 Гц до 5 кГц) - хотя в этом диапазоне мало нот, только самые верхние ноты фортепиано и некоторых других инструментов, здесь много гармоник и обертонов. Усиление этой части спектра позволяет достичь яркого, искрящегося звука, создающего эффект присутствия. Однако, если энергия этой полосы частот чрезмерна, то это будет резать слух.
  6. Низкие высокие (около 5 кГц до 10 кГц) - здесь мы встречаемся с самым сильным искажением высоких частот. Хотя люди, теоретически, могут слышать и более высокие тона, эти частоты считаются пределом восприятия. Хотя, по большому счету, для хорошего звука это маловато.
  7. Верхние высокие (около 10 кГц до 20 кГц) - наша последняя октава, это самые тонкие и нежные высокие частоты. Если этот диапазон будет неполноценен, то вы ощутите некий дискомфорт при прослушивании записей (если, конечно, медведь не наступил вам на ухо).

Перед тем, как мы перейдем непосредственно, к частотным диапазонам музыкальных инструментов, коротко, буквально в трх словах, расскажу об обертонах и гармониках.

Оберто́ны (нем. Ober — высокий, Ton — звук) в акустике — призвуки, входящие в спектр музыкального звука; их высота выше основного тона. Наличие обертонов обусловлено сложной картиной колебаний звучащего тела (струны, столба воздуха, мембраны, голосовых связок и прочих). Они бывают гармоническими и негармоническими. Частоты гармонических обертонов больше частоты основного тона в 2, 3, 4, 5 и более раз (кратность равна натуральному числу). Гармонические обертоны вместе с основным тоном, и называются гармониками.

А вот, и обещанные частотные диапазоны…

На мой взгляд, самая сложная таблица... изображение взято из открытых источников.
На мой взгляд, самая сложная таблица... изображение взято из открытых источников.
  • Гитара 70-1000 Гц (обертона 1000-8000 Гц);
  • Бас 40-250 Гц (обертона 250-1000 Гц);
  • Бас гитара 40-800 Гц;
  • Бас бочка или Большой барабан 40-250 Гц и щелчок во время удара — от 1000 Гц и выше (у злых афро нижний диапазон может быть глубже);
  • Тарелки 300-15000 Гц;
  • Литавры 300-200 Гц (обертона 200-4000 Гц);
  • Скрипка 180-3500 Гц (обертона 3500-18000 Гц);
  • Флейта 250-2030 Гц (обертона 2030-15000 Гц);
  • Клавишные, струнные и перкуссия — важная область 400-1000 Гц;
  • Вокал. Диапазон 80-10000 Гц.

Собственно, на этом, думаю, можно закончить. Если у кого-то появились какие-либо вопросы, или желание что-либо обсудить - пишите всё комментариях. Обязательно постараюсь на них ответить, в пределах своих знаний и компетенций. Всем здоровья, удачи, и добра! Помните, что самое интересное всегда впереди.