Найти тему

Статья о госизмене. 2022 год. Журналист Иван Сафронов. 1938 год. Ответственный редактор газеты "Известия" журналист Николай Бухарин.

Желание человека выжить при любых обстоятельствах не может подвергнуться осуждению.

Но мы осуждаем предателей, пожертвовавших нашими интересами или интересами общества ради сохранения собственной жизни.

Жить в одиночку мы не хотим и не можем. Мы коллективные, стадные создания, живущие в массе, кучкой, жмущиеся друг к другу в поисках тепла, защиты, опоры.

В нас хранится потребность жить в обществе, жить коллективно, совместно с другими людьми, быть частью жизни многих людей и их жизнь мерить, в том числе, нашим коллективным сознанием, коллективной совестью, установленными на данный период жизни нравственными правилами, которые, безусловно, меняются от эпохи к эпохе, от царя к царю, хотя и прописаны для всех тысячи лет назад в религиозных священных книгах, культурно-исторических итогах деятельности всех предыдущих поколений.

Дело Ивана Сафронова не может касаться лишь одной матери. Матери Ивана Сафронова, которая в более чем полуторачасовом интервью журналистке Екатерине Гордеевой беспрерывно срывает от душащих слез свой решительный голос.

Дело Ивана Сафронова о госизмене касается каждого. Из нашей массы выдернут один из нас. Непривычным для нас пока образом. Странным и таинственным. Страшным. Не понятным.

Не каждый день мы слышим такие формулировки при оглашении, в принципе уже привычных для нас, политических процессов.

- Какая госизмена? Он же журналист!

- Редакция утверждает, что у него не было допуска к гостайне. Почему

осужден по статье о госизмене?

- Может ли человек без допуска владеть какой-либо гостайной и откуда?

Каким образом?

- Может ли быть допуск к гостайне, о котором не известно работодателю и

даже родным. Зачем в таком случае его пустили в журналистику

безконтрольно?

- Почему по статье, в которой предусматривается до 20 лет лишения

свободы, дали больше? 22 года.

И, самое главное.

Когда Ивану Сафронову было 17 лет, его отец журналист того же издания "КоммерсантЪ", где работал Иван, страшным и трагическим образом обрывает свою журналистскую карьеру.

В 2007 году, не успев надиктовать информацию для редакции по материалу о поставках в Сирию и Иран, отец Ивана Сафронова, спешащий домой с апельсинами и попросивший жену купить ему на вечер творог, вдруг выбрасывается из окна в подьезде своей пятиэтажки, якобы кончая жизнь самоубийством.

Сегодня сын погибшего журналиста, работающий по той же тематике оборонно-промышленного комплекса, что и его отец, трагически обрывает свободу и карьеру, но в отличие от отца пока остается живым, хоть и в заключении.

Таинственность и трагичность историй жизни людей, связанных с политическими интересами своей страны - не нечто новое.

Но как же давно мы не интересовались сюжетами и обстоятельствами жизни попавших на крючок страшных исторических реалий.

Простите все, кто теряет близких в этой, на мой взгляд, в чем-то бессмысленной борьбе государств друг с другом. Именно эти межгосударственные конфликты обрекают конкретного человека и человечество на столь пакостную историю и тяжелую жизнь.

Грязь в отношениях между странами - грязь в отношениях между людьми. Главы государств повинны сегодня в создании человека агрессивного, подлого, завистливого, алчного. Все, как в священных наших книгах. Ваших, хранящихся в вашем доме, моих, на моей книжной полке. Всевышний и другая сила. Борьба.

Все это уже было.

15 марта 1938 года расстрелян ответственный редактор газеты "Известия", журналист Николай Иванович Бухарин - один из немногих политических деятелей, открыто противостоявших Сталину, обвиненный в шпионаже, передаче данных иностранным разведкам, в заговоре против Сталина, в планах разделить Советский Союз и передать часть его территорий Германии, Японии и Великобритании.

Сегодня, когда принадлежность к партии власти и Путину в бОльшей степени свидетельствуют о бесконфликтности человека, об отсуствии принципов и личного мнения, о готовности служить в качестве предмета, например, портфеля или шариковой ручки в личной собственности президента, о подхалимаже, нежели о каких-либо умственных достоинствах и способности предложить что-либо новое и эффективное, - нам сложно понять то время, когда в условиях деспотии, красного террора, большого террора, при регулярных расстрелах всего живого и непохожего на описанное большевиками светлое будущее, в партии все же были несогласные, резво подающие голоса и не задумывающиеся в момент их откровений о желании выжить любой ценой. Любая цена их не интересовала. Идеологизированность гасила человеческие инстинкты до такой степени, что приводила человека почти в неадекватное состояние, когда он выбирал собственную идею, а не собственную жизнь.

Из таких неадекватных в чем-то и состоит наша история рождения человеческого общества и современного человека. Эта неадекватность, по Юнгу, может быть обьяснена и отнесена к архетипам нашего сознания, хранящимся в каждом из нас и составляющим наше общее коллективное бессознательное, в качестве его структурного элемента.

Конфликт между Сталиным и Бухариным был всегда. Конфликт между Бухариным и Лениным был также всегда. Бухарин был даже одним из вдохновителей идеи об аресте Ленина в 1918 году, выступая открыто, совместно с левыми эсерами, против подписания мира с немцами. Бухарин практически не прятался и не скрывал свои взгляды, общество наблюдало за противостоянием мнений в высших эшелонах власти. И что вы думаете...

Уже предчувствуя свою смерть, Ленин в конце 1922 года пишет свое "Письмо к сьезду" и в нем, в том числе, вот такое завещание:

"...Из молодых членов ЦК хочу сказать несколько слов о Бухарине и Пятакове. Это, по-моему, самые выдающиеся силы (из самых молодых сил), и относительно их надо бы иметь в виду следующее: Бухарин не только ценнейший и крупнейший теоретик партии, он также законно считается любимцем всей партии, но его теоретические воззрения очень с большим сомнением могут быть отнесены к вполне марксистским, ибо в нем есть нечто схоластическое (он никогда не учился и, думаю, никогда не понимал вполне диалектики)..."

Вам легко сегодня понять, как ярые оппоненты идеологических конфликтов в нашей власти, могут являться одновременно соратниками? Как умирающий вождь рекомендует своего бывшего "врага", выступающего чуть ли не с восстанием против принятых вождем решений, фактически рекомендует поставить его после себя?

Бухарин не имел себе господина, которому он бы лизал ботинки. Возможно в то время это качество было востребовано в нашей политике.

После Октябрьской революции Бухарин был назначен главным редактором газеты "Правда", что равносильно назначению идеологом всея Руси. А с 1934 по 1937 год Николай Иванович Бухарин был редактором и журналистом газеты "Известия".

И что вы думаете...

Бухарин высказывался против нечеловеческих методов коллективизации и уничтожения класса кулаков, назвав применяемые Сталином методы развития в аграрном секторе - авантюристическими, а в конце 20-ых, на Политбюро, Бухарин назвал Сталина "мелким восточным деспотом".

И Сталин пытался терпеть, позволяя в своем окружении столь резвых игроков. Хотя терпел в большей степени вынужденно. Против наследника Ленина, упомянутого, фактически в его политическом завещании, оглашенном на закрытых заседаниях, было сложно резко проявить свой деспотический гнев. Да и рождение чистоты рядов во власти по-Сталински только начиналось. Полностью политическое завещание Ленина было опубликовано в приложении к газете "Правда" в 1927 году.

О забвении.

В чем был Бухарин виновен и старая гвардия вся? Во многом - и в собственной крови, но дважды казнить нельзя. (Евгений Евтушенко "Вдова Бухарина".)

Евгений Евтушенко "Вдова Бухарина".

В 1988 году на вечере "Огонька" в Театре эстрады Евгений Евтушенко выступил с премьерой своего нового творения "Вдова Бухарина".

Послушайте:

А двадцатилетняя Анечка -

ангел времени чёрного,

книг своего мужа

ещё не успев прочесть,

вышла не за увенчанного -

за полуразоблаченного,

вышла за обреченного,

и это ей делает честь.

...

и Аня по просьбе мужа

его завещанье зазубривала

и разорвала на клочки,

став завещаньем живым.

Слова завещанья Бухарина

плыли по трубам канализации,

но эти же самые

неуничтоженные слова,

как воплощенная в женском образе

память нации,

носила в себе

советская декабристка -

его вдова.

Советские декабристки

не испрашивали высочайшего

соизволения -

можно ли ехать в Сибирь.

Их просто швыряли туда,

где параши стояли терпения чашами,

и только коблы с вертухаями -

вот кто здесь правил,

судил.

...

Отобрали у Ани

её годовалого Юру,

а у него - фамилию, отчество;

чтобы не знал, кто отец,

засадили в детдом,

где большущей ложкой

пихали в рот ядовитую тюрю

об агентах-бухаринцах

и о подложном отце,

для мильонов родном.

И когда спустя девятнадцать лет

в сибирском поселке Тисуль

они встретились

в страхе свидания первого -

сын и мама,

впервые ему открытое имя "Бухарин"

его обожгло, словно магма,

выплеснувшаяся из столовских,

сошедших с ума кастрюль.

И мать

пугающе

превратилась в чревовещательницу,

ибо из чрева её наконец

с предсмертной

измученной завещательностью

с ним заговорил

его настоящий отец.

...

Бывшие подсудимые,

воскреснув,

становятся судьями.

Бывшие судьи

становятся подсудимыми.

Бывшие неудачники -

людьми с великими судьбами.

Бывшие ложные светила -

лампочками, еле разглядимыми.

...

И пошли лагеря -

Мариинский,

Ново-Ивановский,

Томский,

где вонь баланды, портянок

для женщин - единственное ТЭЖЭ.

Если когда-нибудь

вы повторите такое, потомки,

то покаяние

вам не поможет уже.

Вот, пожалуй, на этом и остановимся. Лучше Евтушенко не скажешь. И, главное, надеюсь, все понятно всем.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц