Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 25.07.2022 № А40-218539/2021 разъяснил, вправе ли налогоплательщики требовать снижения пеней за несвоевременную уплату налогов при наличии смягчающих обстоятельств.
Предмет спора: налоговая инспекция доначислила организации пени за несвоевременную уплату налога на имущество в отношении принадлежащих ей недвижимых объектов. Ссылаясь на нестабильное финансовое положение и фактическое приостановление деятельности из-за коронавирусной инфекции, организация попросила ИФНС отменить решение о начислении пеней или хотя бы снизить их размер. ИФНС отказалась отменять свое решение. Тогда компания обратилась в суд, потребовав ввиду наличия смягчающих обстоятельств уменьшить величину начисленных ей пеней.
За что спорили: возможность уменьшения пеней.
Кто выиграл: налоговая инспекция.
Обосновывая в суде заявленные исковые требования, организация ссылалась на то, что неоднократно уведомляла ИФНС об обстоятельствах форс-мажора из-за ситуации с эпидемией коронавирусной инфекции и просила об отсрочке уплаты налогов в связи с тяжелой финансовой ситуацией.
Единственным источником дохода для организации являлась деятельность по предоставлению офисов в аренду. В результате применения властями ограничительных мер, в том числе по принудительной массовой самоизоляции физлиц, большая часть арендаторов, находясь на удаленной работе, отказывались платить. Некоторые работодатели и вовсе расторгали договоры аренды офисов. Это привело к потере дохода, в связи с чем организация понесла значительные убытки по отношению к предыдущим периодам и не имела возможности в установленные сроки оплатить авансовые платежи по налогу на имущество организаций. Таким образом, несвоевременная уплата налога была обусловлена объективными (смягчающими ответственность) обстоятельствами. При наличии же смягчающих ответственность налогоплательщика обстоятельств, суд обязан снизить размер санкции в соответствии с положениями п. 3 ст. 114 НК РФ.
Рассмотрев материалы дела, суд кассационной инстанции отклонил доводы организации и отказал в удовлетворении заявленных ею исковых требований. Суд указал, что пеней признается денежная сумма, которую плательщик должен выплатить в случае несвоевременной уплаты налогов. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 75 НК РФ).
Суд установил, что у плательщика действительно имелись смягчающие его ответственность обстоятельства: отсутствие причинения существенного вреда государственным и общественным интересам (налог уплачен), кризисная ситуация в стране, вызванная пандемией COVID 19, незначительный период просрочки, отсутствие умысла.
Вместе с тем, признание факта наличия смягчающих обстоятельств не освобождает компанию от перечисления в бюджет, как самого налога, так и пеней, которые обеспечивают компенсацию потерь бюджета, возникающих в связи с несвоевременной уплатой. Причем пени в отличие от штрафа не могут быть уменьшены при наличии смягчающих обстоятельств.
Пени не являются видом налоговой ответственности в смысле, придаваемом ст. ст. 75, 112 и 114 НК РФ. Так как несвоевременное перечисление удержанного налога компенсируется начислением пени, то признается, что снижение суммы штрафа не несет за собой ущерба бюджету.
Возможность снижения размера пеней в связи с наличием смягчающих обстоятельств налоговым законодательством не предусмотрена. Таким образом, заключил суд, организация не вправе требовать снижения начисленных пеней со ссылкой на наличие смягчающих обстоятельств.