Критическое мышление – это организованный тип мышления, основанный на определённых навыках, то есть способностях и умениях.
Из ключевых навыков критического мышления можно выделить: наблюдение и описание, вопрос и исследование, рассуждение и интерпретацию, сравнение и построение связей, исследование точек зрения, распознавание сути информации.
Когда мы мыслим критически, то соединяем эти навыки в одну систему, например: наблюдение приводит к описанию, описание — к интерпретациям и рассуждениям, которые развиваются за счет построения связей, что в итоге приводит к распознаванию сути информации и формированию выводов или предположений.
Так с чего же лучше начать, с какого навыка? Что имеет фундаментальное значение для дальнейшего мыслительного процесса?
Начинается процесс критического мышления с наблюдения.
Наблюдение – это один из самых первых навыков, получаемых нами в детстве, когда мы начинаем познавать окружающий мир. Но и взрослой жизни наблюдение остается незаменимым способом познания. Сможет ли врач поставить точны диагноз, не проведя тщательное наблюдение пациента?
Важно также отметить, что наблюдение отличается от смотрения – яркий пример тому поведение и мышление Шерлока Холмса и Доктора Ватсона. Наблюдение – это отдельная форма мышления, включающая как зрительные, так и мыслительные процессы.
Часто наблюдение включает в себя сознательную или бессознательную связь с чем-то, что мы уже знаем, получается, что наш опыт фильтрует то, что мы видим.
Способность точно наблюдать за действиями, предметами и событиями с помощью всех пяти органов чувств — это навык, который можно развить только в результате целенаправленных тренировок и практики, тем самым выработав привычку наблюдать за вещами активным и пытливым умом.
Развитие навыков наблюдения следует тем же принципам, что и обучение любой деятельности: сначала нужно делать что-то сознательно и усердно, и с практикой наши действия постепенно становятся автоматическими, и вырабатывается привычка, то есть навык.
Наблюдение – первый и ключевой навык в системе критического мышления. Именно от качества наблюдения зависят следующие действия – описание, интерпретация, анализ, сравнение, ведь наблюдение – это сбор информации для дальнейшего осмысления.
Познакомимся с двумя эффективными упражнениями по развитию навыка наблюдения. Эти упражнения разработаны в Гарвардском институте.
1. Упражнение «Наблюдаю 10х2»
Это упражнение помогает замедлиться и провести внимательные, подробные наблюдения, побуждая выходить за рамки первых впечатлений.
Когда и где можно использовать
Упражнение можно использовать с любым видом изображений, предметов, архитектуры, одежды и т. д. — все что можно рассматривать глазами. Его можно выполнять самостоятельно или в коллективе, как отдельно, так и вместе с другими упражнениями, например «Вижу. Думаю. Удивляюсь».
Последовательность
Шаг 1. Выберите то, что вы будете наблюдать.
Шаг 2. Смотрите на изображение или предмет спокойно не менее 30 секунд. Пусть ваши глаза свободно блуждают.
Шаг 3. Сделайте заметки, составив список из десяти слов или фраз о любом аспекте того, что вы только что видели (можно делать индивидуально, в парах или в малых группах).
Шаг 4. Поделитесь своими идеями (если есть с кем, если нет, то приступайте к шагу 5).
Шаг 5. Повторите шаги 1-4, то есть посмотрите еще раз, добавив в свой список еще 10 слов и фраз, и поделитесь ими. Слова и фразы после второго просмотра можно написать в отдельную колонку или другим цветом.
Шаг 6. Подведите короткий итог или повторите снова шаги 1-4 до тех пор, пока не соберете максимальное количество деталей.
Поделюсь своим опытом, я проводила это задание с пятиклассниками, и мы наблюдали картину «Герника» Пабло Пикассо. Я не рассказывала ничего о картине кроме названия и имени художника. Ребята были очень заинтересованы и записали интересные ответы. Их ответы включали как то, что было очевидным: лошадь, бык, лампа, дверь, лица, ноги, так и попытки выйти за рамки: потерянные жизни, потерянные мечты, черный мир, смерть, страх.
2. Упражнение «Слушаю 10×2
Когда и где можно использовать
Это упражнение можно использовать с музыкой, любыми звуками или аудиальной информацией.
Последовательность
Шаг 1. Послушайте музыкальное произведение. Пусть ваши уши воспринимают как можно больше.
Шаг 2. Запишите 10 слов или фраз о любом аспекте того, что вы услышали.
Шаг 3. Повторите шаги 1 и 2: прослушайте еще раз и добавьте в свой список еще 10 слов или фраз.
Несколько дополнительных советов по выполнению
- если вы не знакомы с этим упражнением, то начните с прослушивания коротких музыкальных отрывков;
- вы можете закрыть глаза и просто слушать в первый раз;
- во время второго прослушивания, вы можете одновременно писать или даже рисовать в ответ на то, что слышите.
Несколько примеров детских работ по теме: «Наблюдение» на онлайн-курсе по развитию критического мышления:
Узнать подробнее об онлайн-курсе по развитию критического мышления для детей и подростков, а также оставить заявку на курс можно по ссылке.