- Я слишком стар для этого… (ну, вы знаете, верно?!)
Полицейско-американская история нашего поколения не «Танго и Кэш», не «Кобра» или кто ещё. Это два копа, черный и белый, Мёрто и Риггс, «смит-и-вессон» и «беретта», дружба навсегда и мина под унитазом. И ничто не разрушит эту химию, включая время.
Такие фильмы могли появиться в Голливуде в 80-ые, как маркер предпоследнего десятилетия ХХ века, когда темнокожий персонаж полноценный герой, когда законы Джима Кроу уже ушли в прошлое, а белые злодеи, произносящие «кафр» неприятны даже самим американцам.
Два ветерана вьетнамской во йны, семьянин с большой семьёй и владелец трейлера, проживающий с собакой, детектив, грезящий о пенсии и детектив, желающий собственной смерти, но никак не решающийся на последний шаг. Они совершенно разные, но очень похожие в одном – оба есть настоящие американско-киношные копы. Те самые, что за справедливость, за служить и защищать, за честь жетона и простых работяг. Настоящий броманс с элементами комедии, живой и непритворный, красивый в своей необходимый ярости и живой в своих восьмидесятых-девяностых.
Никогда не получится в первый раз услышать саксофон, увидеть голозадого Гибсона, полюбоваться красоткой, смотрящей в бездну и покачать головой следом кулинарным неудачам Триш. Никогда не выйдет в первый раз увидеть фильм Доннера, ведь это уже случилось. Но от того «Смертельное оружие» никогда не станет хуже, чем есть, ведь «Смертельное оружие» настоящая легенда VHS, золотой эпохи Голливуда с её маскулинностью, брутальностью, сексизмом и прочим девиациями нашего варварского прошлого.
Здесь детективы лучшим способом решения поставленной задачи считают выписывание свеже-горячих звездюлей, погони за-ради спасения города от преступников зачастую наносят городу урон куда там тем преступникам, а ад семьи Мёрто после роли Рианны в рекламе презервативов вряд ли объяснишь поколению Дани Милохина и Моргенштерна с Ивлеевой.
В девяносто четвёртом году, в точке продажи и обмена картриджей для игровой приставки «Денди», мы взяли игру «Смертельное оружие». Странно, но эта стандартная аркада с кастетом, дробовиком, пистолетом и Узи оказалась очень близка по духу самим фильмам. Где-то в то время Риггс и Мёрто махнули на прощание, растворившись в прошлом почти на десятилетие. Они вернулись к нам в конце 10-ых, доказав свое превосходство что перед фильмами Стейтема, что перед чёртовым Джоном Уиком и прочими спасателями жён да президентов от Нисона с Баттлером.
Все когда-то заканчивается или начинается. Легендарная квадрология, подарившая самый блестящий дуэт американских копов, прекратила существование в конце 90-ых неоднозначным фильмом с антагонистом Джетом Ли. Казалось, что по-хорошему, чокнутый персонаж Гибсона и уравновешенный, хотя и чутка чересчур правильный, герой Гловера останутся в сердце навеки. Но…
Странно ли, что в Голливуде решили рубануть бабла на легенде полицейских комедийных боевиков? Совершенно нет, это логично и полностью просчитано. Вопросы фанатов и неофитов о нужности подобного действа весьма разнились. Если вторых волновали проблемы сценария, динамики и увлекательности, первых донимала лишь одна проблема: как можно снять что-то о двух величайших голливудских служителях закона без австралийского католика и темнокожего усача?
Вышло неплохо, но не более. Как добротное мыло, где майор Пейн и его коллега смогли решить вопрос ребута – да. Как что-то, до сих пор трогающее душу пацана из 90-ых – нет. Но нет худа без добра и, всё же, мы можем дождаться пятого фильма. А уж как это выйдет – посмотрим.