Найти в Дзене
Телеграм-канал СМП

Итоги второго дня ВЭФ-2022. Севморпуть, Ямал, Якутия, Чукотка

Во второй день Восточного экономического форума (ВЭФ) 2022 заключен ряд важных договорённостей. Глава Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Артюхов подписал соглашение с корпорацией «Туризм.рф» о разработке туркластера Рай-Из в поселке Харп в 50 км от Салехарда, а в 2023 году в округе планируется открытие рекреационного комплекса «Харбейский». Превышение допандемийного уровня турпотока в 190 тыс. человек ожидают в Якутии в 2022-2023 гг. Глава Якутии Айсен Николаев намерен увеличить долю возобновляемых источников энергии в республике с 1% до 10% к 2024 году. АО «Железные дороги Якутии» заключили с ГК «1520» меморандум о поддержании железнодорожной инфраструктуры в регионе. Губернатор Чукотки Роман Копин заявил о планах ввода 2,6 тыс. кв. м жилья, в том числе в удаленных арктических селах. Кроме того, регион заключил соглашение с Российским экологическим оператором о сотрудничестве по созданию системы обращения с отходами.

Вместе с тем, самая большая часть «арктических» новостей со второго дня форума пришлась на темы освоения Северного морского пути. Первый замминистра по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов заявил, что объём перевозок на 3–6% превысил прошлогодний уровень. Гендиректор «Росатома» Алексей Лихачёв уточнил, что грузооборот растёт с опережением планов — примерно на 5% - 5,5% в месяц, незначительно просел международный транзит. В освоение СМП более активно включится Сбербанк — зампред правления Анатолий Попов сообщил о намерении банка участвовать в финансировании инфраструктуры СМП и арктических проектов в сырьевом секторе. Глава Минвостокразвития Алексей Чекунков указал, что в зависящие от круглогодичной навигации по Севморпути проекты вкладывается порядка 2 трлн рублей в год. А основной проблемой участники состоявшегося 6 сентября первого заседания Совета участников судоходства по СМП назвали нехватку судов.

Зампред правления ПАО «НОВАТЭК» Евгений Амбросов заявил, что для начала круглогодичной навигации по СМП компании необходимо шесть ледоколов. Замглавы Минпромторга Виктор Евтухов сообщил, что потребность Севморпути оценивалась в 32 судна, но затем эта цифра увеличилась до 71. Глава «Росатома» Алексей Лихачёв заявил, что, по самым скромным подсчетам, до 2035 года понадобится около 75-80 судов ледового класса, включая новую линейку атомных ледоколов, ледоколов с неатомным ходом и большие контейнеровозы арктического класса. Спецпредставитель «Росатома» по вопросам развития Арктики Владимир Панов признал, что потребности превышают возможности российского арктического судостроения. По его данным, для реализации всех проектов в Арктике нужны 132 судна, однако в наличии есть лишь 45 и ещё 32 строятся. Поэтому пора начинать серьёзную работу по ледокольному обеспечению.

Всё это указывает на то, что проект развития СМП не собирается терпеть крах из-за санкций Запада. Да, проблемы существуют, однако текущие показатели загрузки СМП наглядно свидетельствуют о высокой востребованности этой водной артерии, а прилагаемые к этому процессу усилия — совершенно оправданы.

С морским приветом, Северный морской путь

Подробнее тут: https://t.me/sevmorput