Найти в Дзене

9 типичных ошибок / 9 важных правил для сравнений

Здравствуйте
Как вы думаете, о чем рассказывает автор при помощи таких необыкновенных сравнений?

«Они должны иметь складки, как кожаные сапоги на ногах татарского всадника, загибаться, как губа буйвола, разворачиваться, как туман, возникший в долине, и блестеть, как озеро, чуть тронутое вечерним зефиром».

-2

Не буду вас томить ☺ Так китайский поэт VIII века Лу-Ву написал о листьях чая. Необычный образ, не правда ли? Возможно, чтобы понять его, так сказать, полноценно, надо хотя бы раз увидеть живой чайный лист. Мы-то можем посчитать образ вычурным, а вот китайцы с нами не согласятся.
И все же… увы, но ошибок, связанных со сравнениями, много. Я расскажу лишь о типичных.

1️⃣ Неправильное использование сравнительной единицы

Снег сверкает, как будто бы камень кристальный

Пошел сильный снег, словно будто со склона горы упала и накрыла город белая шапка

Исправить легко: изучить таблицу прямых сравнений и использовать только одну сравнительную единицу.

2️⃣ Избыточность единиц, связующих предмет и сравнение

Лес спит уже, кажется, будто бы тысячу лет

Выбираем что-то одно.

3️⃣ Объяснение предмета (явления) более непонятным предметом (явлением)

Глаза у доверчивых любздиков были огромными, как у тех же прилипчивых марчей или осторожных, не пускающих в свои жилища фроггов. (?! По крайне мере, нужен контекст).

Это был молодой человек с видом скучающего принца крови в изгнании.(А какой вид у скучающего принца в изгнании?)

Большой адронный коллайдер, подобно большому электрон-позитронному коллайдеру, располагается в подземном туннеле. (О, да, нам все ясно! Еще и ошибка тут: располагается БАК на месте БЭПК. То есть сравнение вообще некорректное).

У края дороги стояло дерево Кантора, вытянутой в сторону кроной похожее на схему линии «Орли» парижского метро. (Если не были в Париже, то и не поймете, что речь об особой «легкой» линии метро, которая соединяет аэропорт и одну из станций)

4️⃣ Сравнение «несравнимых» предметов (явлений)

Гремел гром, будто звучали одновременно тысячи колокольчиков. (Даже звук миллиона колокольчиков никак не напоминает раскаты грома)

5️⃣ Банальные штампованные сравнения

Их много:
длинные и тонкие пальцы, как у музыканта
волосы цвета воронового крыла
годы, словно конь, несутся вскачь
голубые глаза цвета неба
смех, как рассыпающийся жемчуг
он заявился, как снег на голову
врачи – это люди в белых халатах
кожа белая и гладкая, подобно мрамору
неприступен как стена
ночь догорала как свеча
она побледнела и задрожала, как осиновый лист
плащ, сотканный из лоскутьев мрака
прекрасна, словно богиня
луг с яркими цветами раскинулся, будто ковер
тоненькая как тростинка
холоден как лед
и т.д.

Увы, к ним иногда относятся и устойчивые выражения.

6️⃣ Неправильное определение элемента сравнения: или предмета, или стандарта, или признака
Я об этой ошибке говорил ранее. Приводил такой пример:

К вечеру пришли девушки, парни, пришел и Петя. (Получилось нелепо: Петя тут то ли парень, то ли девушка, то ли неведомая зверушка).

Сравните:
К вечеру пришли Оля, Алла, Вася, пришел и Петя. (Петя сравнивается с конкретными людьми по признаку «время прихода». Это правильный вариант, однако для полного понимания сравнения союза «и» недостаточно, нужен контекст. Без контекста может возникнуть двусмысленность одного из элементов: то ли Петю не ждали в это время, а он пришел; то ли Петя не должен был приходить и т.д.)

Сравните:
К вечеру пришли Оля, Алла, Вася, к полночи пришел и Петя
Или:
К вечеру пришли Оля, Алла, Вася, пришел и Петя – студент с другого факультета.

Двусмысленность стандарта сравнения – сама по себе ошибка.

7️⃣ Двусмысленность в сравнении
Всем известный пример из песни: «У нее глаза два брильянта в три карата».

Лес напоминал мальчику океан космоса, полный оживших звезд. (Красиво, но мальчик уже побывал в космосе? Или речь просто о звездном небе?)

8️⃣ Недосказанность
Еще одна ошибка, о которой я уже говорил.

Петя стоял, как будто на краю.

Объект сравнения – Петя, стандарт сравнения – край непонятно чего, непонятен и признак, по которому сравниваются объект и стандарт.

Сравните:
У Пети кружилась голова и дрожали ноги, как будто он стоял на краю пропасти, а далеко внизу бушевала вода.

9️⃣ Речевая избыточность
Образная тавтология, когда одно и то же
объясняется много раз, хотя достаточного одного емкого сравнения.

Писатель Иванов спал беспокойно. Этим вечером он никак не мог дописать ключевой диалог своего последнего рассказа. Как не мог и предыдущим, и тремя предшествующими ему вечерами. Слова не шли. Фразы выходили сухими и мертвыми, как пепел прошлогодних листьев. И писателя Иванова это ужасно бесило. Бесплодные попытки иссушали разум, закручивали мысли змеиным клубком и оставляли отупляющий гул в ушах. Иванов лишился сна, плохо ел и не мог сосредоточиться ни на работе, ни на творчестве. (Из сети)

Напомню важные правила:

1. Знание формулы сравнения поможет избежать типичных ошибок.
2. Продумывание признака, по которому сравниваем, обязательно. Его может не быть в тексте, но подразумевается он всегда.
3. Интересные оригинальные сравнения лучше, чем банальные, штампованные, но все хорошо в меру.
4. Сравнение всегда на чем-то основано. Мы можем описать предмет (явление), сравнивая его с чем-то уже знакомым. Как говорит моя бабушка: «Не ищите сходства между ж…й и пальцем, а то вдруг найдете!»
5. Прямое сравнение всегда можно переделать в косвенное и наоборот. Это поможет избежать похожих конструкций в абзаце.
6. Иногда отсутствие сравнения важнее, чем его наличие. Не стоит его «вымучивать».
7. Важная функция сравнения – передать информацию как можно точнее.
8. Сравнение лежит в основе других выразительных средств. Многие тропы произошли от него.
9. Сравнение используется не только для создания поэтического образа, но и прозаического, определяет авторский стиль.

В заключение обещанный список интересных исследований сравнения:
Арутюнова, Н.Д.
Тождество и подобие. Сравнение и идентификация.
Кузнецова Н.Н.
Классификации сравнений // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2022. № 02 (82).
Махрова Л.С.
Сравнение как объект лингвистического исследования.
Миронова Н. Д.
Сущность понятия «Сравнение» в интерпретации отечественных и зарубежных исследователей и способы его образования.
Прохорова М. Е.
Цветовые сравнения как средство описания облика человека и его оценки.
Сайфитдинова М.Р.
Особенности использования стилистического приёма сравнения в художественных текстах.
Соболева Н.П.
Особенности передачи метафоры и сравнения в англоязычном романе Д. Тартт «Щегол».

Все части:

Другие статьи о языке в подборке

© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература