Найти тему
Art туризм

Это Чайковский?

Курентзис 2 сентября 2022 года

«Франческа да Римини», симфоническая фантазия по Данте, op. 32 (1876)
Итальянское каприччио на темы народных песен для оркестра, ор. 45 (1880)
«Ромео и Джульетта», увертюра-фантазия по Шекспиру, ТН 42 (1869 – 1880)

Да, конечно, это Чайковский, но какой он разный!

Первое отделение: «Франческа да Римини», фантазия по Данте. В этом произведении меня поразило насколько внезапны были переходы от практически лирической темы до водоворота звуков, мне слышалась мощнейшая буря, и как бывает в буре наступит то небольшое затишье, то снова обрушивается вал звуков, грома, стихии. Звук был мощнейший. Я часто писала, что Курентзис на сцене не менее активен, чем звуки музыки, он выступал в этот вечер, как живая фигура, которая иллюстрировала музыку за всех.

Второе произведение «Итальянское каприччио на темы народных песен для оркестра»: здесь знакомые нам темы Чайковского, особенно тонко звучала арфа, музыка переливалась и мы блаженствовали на ее волнах. Каждый раз пишу о феномене пиано у Курентзиса, и о том, как он обрушивает на нас всю мощь звуков, которые может его оркестр создать. И это чередование мощи и нежности в музыке создает невероятные ощущения, и да, появляются те самые мурашки, которые бывают только при самых сильных впечатлениях.

И в завершении «Ромео и Джульетта», увертюра-фантазия по Шекспиру. Просто здорово, это нужно слушать.

Зал вчера был на одной волне с Курентзисом! Ни одного звонка телефона. Зрители смогли выдерживать паузы после завершения музыки и начали хлопать после того, как Теодор повернулся к зрителям. В этот раз я была с дочерью, она слушала впервые оркестр Теодора Курентзиса, но сказала следующее: я поняла, здесь свои правила и традиции, как нужно себя вести и слушать».

-2

Я давно не слышала таких оваций на его концертах, может быть забыла, а может быть все соскучились и пришли только те, кто искренне его любит, кто приходит не потому, что он безумно популярный дирижер. Видела, как многие здоровались друг с другом, потому что встречали друзей на концерте.

Ну и конечно, мне было очень интересно сыграет ли он что-то на бис, или нет. Я верю, что готовность исполнителя бисировать зависит от зрителей, смогут «выхлопать» бис, то все состоится. И Теодор достаточно быстро согласился, понятно, что заранее было выбрано произведение на бис, оркестр был готов и прекрасно сыграл удивительно лиричное произведение, по мнению одного из слушателей, по мнению одного из зрителей этот бис был задуман вершиной концерта, в завершение прозвучала 3-я часть из Серенады для струнных. Мы смогли еще раз насладиться его мастерством играть воздушно музыку, на полутонах, как-будто шепотом. Артист дал нам отдохнуть от тех могучих звуков, которые мы слышали только что.

Каждый раз на концертах MusicaAeterna мы встречаем известных деятелей культуры Санкт-Петербург. В этот раз встретились с Сокуровым.

Одна загадка для меня: вчера мы увидели новую первую скрипку, оказывается из оркестра Мариинского театра, а где же Афанасий Чупин?

-3

И как приложение анонс концерта Курензиса из афиши Капеллы:

«Новая симфоническая программа оркестра musicAeterna посвящена образу Италии у Петра Ильича Чайковского. В обращении к этой теме композитор наследовал богатой русской традиции: Пушкин стремился в Италию как к недостижимому раю земному, Гоголь любил Рим как «родину души», бесчисленные связи с Италией в русской архитектуре, живописи, музыке сложились в устойчивый культурный миф. В нем Италия предстает колыбелью европейской культуры, в которой античность срастается с современностью, а тени прошлого наблюдают со своего Олимпа за бурным кипением страстей посреди прекрасных романтических пейзажей.

Петр Ильич Чайковский, как всякий путешественник, стремился сбежать от русской зимы в теплую Италию, и ему это не раз удавалось. В 1880 году он встретил новый год в Риме. Впечатления от «вечного города» и римского карнавала вылились в «Итальянское каприччио» – блестящую оркестровую пьесу, которой сам композитор предрекал большое будущее: «…У меня уже готова в первой редакции итальянская фантазия на народные темы, которой, мне кажется, можно предсказать розовое будущее. Она будет иметь эффект благодаря некоторым очаровательным темам, которые я частично выбрал из антологий, а частично услышал на улицах своими ушами».

Произведения, окружающие «Итальянское каприччио» в концерте musicAeterna, связаны с Италией более опосредованно – и более тонко. Еще в 1869 году Милий Балакирев предложил Чайковскому сочинить оркестровую фантазию по мотивам «Ромео и Джульетты» Шекспира. На протяжении последовавших десяти лет композитор сделал три редакции этого программного произведения, а в конце жизни вознамерился написать оперу на вечный сюжет о трагической любви двух веронцев. Сохранился эскиз дуэта Ромео и Джульетты (законченный Сергеем Танеевым), в основе которого лежит запоминающаяся тема любви из увертюры-фантазии.

В 1876 году Чайковский обратился к другому классическому сюжету, почерпнутому в «Божественной комедии» Данте: «Франческа да Римини» задумывалась как опера, но превратилась в программную симфоническую фантазию. Оркестровое изображение адских вихрей и стонов грешников увенчивается еще одним гимном возвышенной любви – в «Рассказе Франчески», центральном разделе фантазии. Так, обращаясь к итальянским литературным сюжетам (напомним, шекспировская история о Ромео и Джульетте коренится еще в «Метаморфозах» Овидия), Чайковский вычленяет в них то, что составляет сердцевину романтического мифа об Италии. В его музыке эта страна предстает не только реальной территорией на карте мира, но и пространством фантазии и свободных чувств, где над истинной любовью не властны ни вековая человеческая вражда, ни силы ада.»