Тонкая грань между ненавистью и любовью
Девятое ава – это прямое и самое непосредственное выражение тех последствий, к которым приводит ненависть между нами.
Пока она разобщает еврейский народ, его беды не прекратятся. И потому траурные даты – это не только время скорби, но и громкий призыв к любви.
Пять вещей произошли девятого ава: нашим праотцам суждено было не входить в землю Израиля, Храм дважды был разрушен, Бейтар был захвачен, а Иерусалим распахан. Мишна, трактат «Таанит»
Мы подошли к кульминации траурных дней, что лежат меж теснин. Для многих дата девятое ава символизирует падение Храма. Однако даже беглый взгляд на историю показывает, что суть здесь не в падении столицы, а в невообразимой беспричинной ненависти, охватившей ее жителей. Они столь глубоко возненавидели друг друга, что их крах стал корнем, предтечей всех последующих крушений и страданий еврейского народа.
Море бедствий познали мы в этот день: разбитые скрижали Завета, гибель Бар-Кохбы и десятков тысяч его приверженцев, изгнание евреев из Англии в 1290-м, из Франции в 1306-м, из Испании в 1492-м, массовая депортация в нацистские лагеря смерти…
Что же это за долг, который невозможно вернуть?
А может быть мы еще не начали его возвращать и до сих пор платим неустойку?
Предел роста
Беспричинная ненависть – это естественная составляющая человеческого развития. Сказано в Торе: «Побуждения сердца человека дурны с юности его». Эгоизм постоянно растет и отдаляет нас друг от друга. Его можно сдерживать, направлять, но невозможно остановить. В конечном итоге он всегда рвет узду, желая взять свое.
Чтобы прервать вековую цепь несчастий и вернуться к «братской любви», то есть к нормальным общественным отношениям, эгоизм надо уравновешивать позитивной силой противоположного вектора. Силой, устремленной к единению. Она тоже – часть природы, только скрытая. И растет она не сама собой, а только если мы вместе работаем над этим. Здесь-то и проявляется Человек – тот, кто не идет на поводу у своих исконных желаний, а находит им противовес и сам управляет собственным развитием.
Наша беда в том, что мы пытаемся компенсировать социальные трещины и разломы морализаторством либо законами. И то, и другое, по сути своей, — искусственные, малоэффективные суррогаты. Да, они помогают нам не перегрызться между собой, но и только. За официальными декорациями скрываются конфликты, противоречия, борьба интересов, подковерный дележ и беззакония.
Вся эта система «сдержек и противовесов» функционирует, пока есть куда расти, компенсируя рост эгоизма. Но в условиях глобального мира ее ресурсы стремительно исчерпываются – просто потому, что у нас «только один глобус».
А значит, пришло время прибегнуть к другому средству, которое решает проблему в корне, позволяя нам подниматься над всеми расхождениями и выстраивать настоящее единство уровнем выше, над безучастием, небрежением, ненавистью друг к другу.
Гора и Тора
Давайте выберемся из канонических догм. Вся история мира – это история болезни под названием «эгоизм». И вся мудрость еврейского народа – в том, как ее лечить.
Мы вырвались из ненависти (синá) при исходе из египетского рабства, однако она тотчас вновь возобладала над нами, нависла горой Синай. Тогда от народа Израиля потребовалось стать «как один человек с одним сердцем», объединиться, чтобы не быть погребенными в недрах собственного эго. Огромный диссонанс между взаимным отторжением и необходимостью сплотиться во взаимном поручительстве – вот что позволило нам взять на вооружение каббалистическую методику равновесия.
Это и стало «получением Торы»: желание единства в своей высшей точке – Моше – поднялось над горой (הר) сомнений (הרהורים) и обрело средство объединения поверх всех различий между людьми.
Но «народ» – наши обычные желания – тем временем вернулся к изначальному состоянию розни и поклонения эгоизму, «золотому тельцу». Разумеется, в таком виде он не мог принять принципы единства, и, увидев это, Моше разбил их – разбил «скрижали».
Отлив золотого тельца, сыновья Исраэля утратили высоту единства, и им потребовалось воссоединиться. Книга «Шем ми-Шмуэль»
Лишь после этого, со второй попытки, мы приняли поручительство как основу жизни и отношений между людьми.
Да, непросто заключить подлинный союз и поставить единение во главу угла. Тем более непросто быть первыми на этом подъеме. Однако сегодня обстоятельства сами подвигают нас к нему. Ведь за прошедшие тысячелетия человечество перепробовало все остальное, каждый раз виня евреев в своих неудачах.
И, по сути, оно право. Мы уже две тысячи лет как опять разбили свои скрижали, лишив мир шансов на благоденствие.
Через тонкую грань
Девятое ава напоминает не просто о бедах, а о вечных претензиях эгоизма на власть и истину в последней инстанции. Раз за разом мы обманываемся иллюзиями его правоты, а затем пожинаем горькие плоды своих ошибок. Раз за разом, прикрываясь ширмой из правильных слов и резонных доводов, он погружает нас в беспричинную ненависть.
А ненависть – это необязательно лютая злоба и вражда. Ненависть – это когда мы бросаем сбитого пешехода умирать на дороге. Когда рвем на части бюджет на нужды лоббистов, профсоюзов, секторов. Когда даже перед лицом внешней угрозы не готовы приподняться над разногласиями. Когда за деньгами не видим людей. Когда кроем друг друга последними словами и посылаем подальше из своего собственного жизненного уголка. И даже когда демократически бранимся из-за партийных предпочтений. Ведь понятие «партия» (מפלגה) происходит от слова פילוג – разобщение.
Нет, демократия – это хорошо, но дробление народа на воинственные, непримиримые лагеря – это плохо. Это путь к краху. И мы его уже прошли, когда сами, из-за собственных раздоров, привели римлян в Иерусалим.
Сейчас мы находимся примерно в той же позиции – грыземся друг с другом, отливаем золотого тельца. Антураж изменился, но сцена не нова, слова избиты и выбор все тот же: с одной стороны, поручительство и процветание, с другой, ненависть и крах всех надежд.
Этот выбор сопровождал нас всегда, и мы от него не убежим. Он рассеял нас по миру, и он же вывел из изгнания, предоставив очередной шанс. Египет и земля Израиля – внутренняя география. Гора Синай – в сердце каждого из нас.
Если открыть первоисточники, мы увидим – каббалисты не просто пишут, они кричат об этом со всех страниц, во все века. Нельзя мириться с ненавистью, чем бы она ни оправдывала себя. Ненависть – это всего лишь повод для любви, для восхождения.
Глубина зла есть глубина блага. Глубина ненависти есть глубина любви. И коль скоро нас погубила беспричинная ненависть, мы отстроимся вновь благодаря беззаветной любви. Рав Кук