Найти тему
Махровая Страничка

Цицерон

Тускуланские беседы - Марк Туллий Цицерон

Прекрасное произведение философской школы. Пожалуй одно из самых знаменитых из произведений Цицерона. Поднимаются важные и актуальные вопросы на которые с присущей философской скрупулёзностью пытается ответить автор. Произведение делиться на пять книг. Каждая из которых имеет определённый вопрос. Постановка бесед положена таким образом что ученик как бы ставит тезис а затем после определённых объяснений вопрошает учителя.

Цицерон разбирает вопрос о смерти, что она собой представляет. Действительно ли так она ужасна как её величают. Причём его анализ проходит от самого оптимистичного до пессимистичного. Что удивительно, он оставляет положение вещей в скептично нейтральном свете. Боязнь, страх непонимание отступают под его чуткими размышлениями. После, в следующей книги он переносит свой мысленный взор на предмет боли. Является ли она несчастьем. Так ли она ужасна, и вообще стоит ли её бояться. Он проводит множество примеров их историй того времени. Публично указывая на то что боль лишь предмет для преодоления и закалки характера. Его вывод относительно это прост и понятен. Третья книга пожалуй самая интересная. Она о преодолении нравственных страданий. Цицерон приучает что философия помогает исцелить душу. Но процесс этот не лёгок и быстр. С чем я непременно согласен. В третьей книге разбирается каким образом следует мыслить относительно будущих ( предположительных ) невзгод. Цицерон указывает на стойкую непроницаемость философа перед будущими невзгодами. Поскольку переживания всё равно не отвратит от потрясений. Жизнь же в любом случае найдёт способ каким образом добраться до любого человека. Тем или иным образом. Вместо этого Цицерон предлагает сконцентрироваться в тяжкие времена на прошлых удовольствиях и надеждой на будущее. Что по его мнению приведёт философа в состояния мысленной экзальтации. Четвёртая книга, на мой взгляд можно причислить к продолжении третьей. В ней идёт анализ того как философу преодолеть остальные страсти которые мешают достичь невозмутимого спокойствия. И как это оказывается неудивительно, страсти по мнению Цицерона попросту ложные представления о мире. Мол они направлены против природы и их следует развенчивать именно по постоянной мере природы. Заключительная пятая книга является обрамлением всей проведённой работы проделанной в этой работе. Действительно ли добродетель будет достаточной мерой для обретения блаженной жизни. После ряда критики на школы своего времени,  моральных контрастов сравнения и примеров из жизни великих людей он подводит читателя к тому что добродетели достаточно для того чтобы жить мужественно, а значит - блаженно. В заключение он перечисляет какой количество несчастий может обрушиться на философа, но всё равно он может избавиться от них при помощи всеми известного способа.

В целом философия оказывает благотворное влияние на рассудок. Она благотворно взращивает зёрна истины в черепушке. Это не понять по кратким обзорам или по поверхностному мнению со стороны. Философию следует глубоко и внимательно изучать с целью воспитать в себе нравственность, умеренность, рассудительность. Это самым благотворным образом повлияет на всю вашу жизнь в целом, сделав максимально невозмутимым. Но как сказал сам Цицерон - «Это процесс постепенный и нескорый»