Найти тему
Олег Панков

Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы

В среду, 8 сентября по новому стилю, совершается празднование Сретения Владимирской иконы Божией Матери, которое установлено в память избавления Москвы от нашествия татар под предводительством Тамерлана в 1395 году.

Названная икона, наряду с Казанской, особо почитается в нашем отечестве. С этим образом Богоматери связаны многие важнейшие исторические события, повлиявшие на становление российской государственности, укрепившие веру и дух народа.

По древнему преданию, св. евангелист Лука написал три иконы Божией Матери. Пресвятая Дева благословила их и произнесла при этом такие слова: “Благодать Родившегося от Меня и Моя да будет со святыми иконами”. По преданию православной Церкви одна из этих трех икон была та, которую мы называем теперь “Владимирской”.

До 450 года упомянутая икона находилась в Иерусалиме, а затем была перенесена в Константинополь. В первой половине XII столетия передана в дар Константинопольским Патриархом Лукою Хризоверхом великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому, основателю первопрестольного города Москвы, и поставлена им в Вышегородском девичьем монастыре. Село Вышгород некогда принадлежало святой равноапостольной княгине Ольге, а с 1155 года стало уделом сына князя Юрия — Андрея Боголюбского, весьма благочестивого и набожного, с именем которого связано становление российской государственности в пределах Владимиро-Суздальского и Московского княжеств.

В то время от иконы начали происходить многочисленные чудеса. Особое впечатление произвело на князя следующее чудо: святая икона несколько раз сходила со своего места и пребывала на воздухе; после этого князь помыслил, что надлежит переменить местопребывание великой святыни.

Андрей Боголюбский решил тогда переселиться из Вышгорода в землю Суздальскую, на свою родину, и перевести туда чудотворную икону. По пути следования перед образом Божией Матери постоянно служили молебны. Особенно тепло и радушно встретили икону жители Владимира на Клязьме. Из Владимира князь решил направиться в Ростов. Но случилось непредвиденное. Проехав верст десять, лошади внезапно остановились на берегу реки Клязьмы и, несмотря на отчаянные понукания, не двигались с места. Князь повелел заменить лошадей, но и другие только что приведенные не смогли сделать и шага. Пораженный чудом, князь пал в страхе перед иконой Богоматери и стал слезно молиться. Погрузившись в забытье, он увидел дивное видение. Пресвятая Богородица явилась ему со свитком в руке и повелела оставить Ее икону во Владимире, а на этом месте построить храм в честь Ее Рождества.

Князь исполнил повеление Пресвятой Владычицы, и с этого времени (1160 г.) святая икона стала именоваться “Владимирской”.

В 1164 году икона была с князем в походе против волжских болгар. Перед боем Андрей Боголюбский и его дружина исповедовались и причащались святых Христовых Тайн. Молясь перед иконой Богоматери, князь восклицал: “Всяк уповаяй на Тебя, Владычица, не погибнет!” Воины вслед за князем со слезами приложились к иконе, прося у Богородицы помощи и заступничества. Как известно, болгары в этой битве были наголову разбиты. После победы на поле сражения перед святой иконой был отслужен благодарственный молебен. Во время этого богослужения совершилось великое чудо: от иконы и Животворящего Креста заблистал свет, озаривший всю местность. Аналогичное событие произошло в этот же день и в Византии. Император Мануил, накануне битвы с сарацинами, увидел свет от Креста Господня и, подкрепленный этим знамением, разбил войско неприятеля. В честь этих событий, 1 августа (14 августа по новому стилю), Церковью был установлен праздник “Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня”.

В 1175 году в результате заговора Андрей Боголюбский был убит. В это время во Владимире вспыхнул мятеж, и город оказался во власти обезумевшей толпы. Тогда один священник, которого звали о. Николай, понес по улицам икону Божией Матери, и мятеж утих.

В 1235 году соборный храм, где находилась икона Божией Матери «Владимирская», сгорел дотла, но святая икона осталась совершенно неповрежденной.

В 1237 году вместе с другими святынями чудотворная икона пострадала от нашествия татар; с нее была сорвана драгоценная риза, но сама она осталась цела и невредима.

В 1395 году Тамерлан с полчищами татар вступил на Русскую землю и приближался к Москве. У защитников города явно недоставало сил, чтобы противостоять грозному завоевателю. Оставалась надежда только на помощь Божию. Тогда великий князь Московский Василий Димитриевич повелел принести Владимирскую икону Божией Матери из Владимира в Москву. Десять дней продолжался путь иконы от Владимира до Москвы. По обе стороны дороги стоял народ на коленях и, протягивая руки к иконе, взывал: “Матерь Божия, спаси землю Русскую!” В Москве на встречу иконе вышел весь город. Крестный ход совершало духовенство столицы, семья великого князя, бояре и простой люд, от мала до велика. Шествие направилось за город на Кучково поле и, встретив икону, сопровождало ее до Успенского собора Кремля.

Произошло это событие 26 августа (8 сентября по новому стилю). “Весь град изыде противу иконы на сретение ее”, — говорит летопись, — “митрополит и великий князь, мужи и жены, юноши и девы, дети и младенцы, сироты и вдовицы, от мала до велика, со кресты и со иконы, со псалмы и со песньми и пении духовными, паче реще вси со слезами, иже не обрести человека не плачущася с воздыхании немолчными и рыданием”. И Богоматерь не отвергла уповавших на Ее помощь. В час встречи святой иконы в Москве Тамерлан спал в своем шатре. Во сне он увидел необыкновенное видение: высокую гору, с которой к нему спускались люди в священнических одеждах с золотыми жезлами. Над ними в воздухе в несказанном величии, в сиянии ярких лучей возвышалась лучезарная Жена. Бесчисленные тьмы Ангелов окружали Жену со всех сторон и держали в руках огненные мечи. Подняв их, Ангелы устремились на Тамерлана... Грозный завоеватель проснулся, трепеща от ужаса. Созванные им мудрецы, старейшины и гадальщики заявили, что виденная им во сне Жена есть Заступница русских, Матерь христианского Бога и что сила Ее неодолима. “Тогда нам с ними не сладить”, — воскликнул Тамерлан и отдал своим полчищам приказ повернуть назад. И татары, и русские были глубоко изумлены этим событием. А летописец, описав происшедшее, прибавляет: “И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы!”

В благодарность за такое избавление русские люди на месте встречи иконы построили Сретенский монастырь. “Да не забудут люди дел Божиих”, — как повествует об этом летописец.

После 242-летнего пребывания во Владимире икона Божией Матери Владимирская была перенесена в Москву и установлена в Кремле в построенном в честь Успения Пресвятой Богородицы соборе.

В 1480 году хан Золотой Орды Ахмат двинулся на Москву. Он дошел до реки Угры, протекавшей в пределах будущих Тульской и Калужской губерний. Эту реку называли “Пояс Богоматери”. Великий князь Московский Иоанн III ждал хана на другом берегу Угры. Неожиданно на татар напал такой страх, что хан Ахмат не решился напасть на русскую рать и начал отступать. В память этого события до 1917 года в Москве ежегодно 23 июня (6 июля) совершался крестный ход с Владимирской иконой Божией Матери из Успенского собора в Сретенский монастырь.

В 1521 году казанский хан Махмет Гирей, объединив татар казанских, крымских и ногайских в несметное войско, повел их на Москву. Однако и здесь чудесным образом проявилось заступничество Пресвятой Девы. Татары неожиданно без сражения отступили от Москвы: им привиделось, что вокруг города собралось “воинство великое, доспехами сияющее”.

Предстательством Божией Матери по молитвам русского народа перед чудотворным образом Ее Владимирским Москва и Отечество наше три раза чудесным образом, без кровопролития были спасены от врагов. В память этих чудесных избавлений установлены празднества иконе Божией Матери “Владимирская”:

21 мая (3 июня) — в память избавления от казанских, крымских и ногайских татар под предводительством Махмет Гирея в 1521 году;

23 июня (6 июля) — в память избавления от татарских полчищ хана Ахмата в 1480 году;

26 августа (8 сентября) — в память избавления Москвы от нашествия татар под предводительством Тамерлана в 1395 году.

В 1547 году в московском Кремле произошел сильный пожар. Икону Божией Матери “Владимирская” собирались вынести, но никакими силами не удалось сдвинуть ее с места. В этот момент многие увидели на небе над Успенским собором светозарную Жену, осенявшую храм. Вскоре пожар утих, не тронув Успенского собора.

Множество и других чудес и благодатной помощи связано с этим чудотворным образом.

Перед Владимирской иконой молились русские князья и цари, выступая в поход во время военных действий, помазывались на царство российские государи и избирались первосвятители земли Русской, знатнейшие люди Московского государства приносили присягу на верность отечеству и государям.

В настоящее время Владимирская икона находится в храме святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.

Дорогие братья и сестры!

Просим помочь храму Вмч. Димитрия Солунского в Яковлево (Сергиево-Посадский г. о.) в издании книги «И остави нам долги наша». Книга недавно получила одобрение Издательского совета Русской Православной Церкви. Автор – протоиерей Вячеслав Брегеда делится своим многолетним опытом служения в храме-часовне при Московской областной психиатрической больнице № 5 г. Хотьково и другими душеполезными повествованиями. Регулярно публикуется в журнале «Русский дом» и известен православному читателю по ранее вышедшим его книгам. В прошлом году книга протоиерея Вячеслава Брегеды «Духовные светильники Карагандинской земли» стала лауреатом конкурса Издательского совета РПЦ «Просвещение через книгу». Пожертвования можно перечислить на карту Сбербанка России: 4276 1609 1314 5786.

Помогай нам всем Бог!