Найти тему
ПОД СТУК

Правда ли, что если перейти пути сразу за электричкой, то ударит блуждающим током? Что вообще такое блуждающий ток?

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Есть мнение, что если перейти пути сразу за проехавшей электричкой, то человек почувствует некий удар током. Исходит это мнение от тех, кто слышал про термин блуждающий ток, а также про то, что он протекает по земле. Ну и следовательно, если ток есть, значит он обязательно «бьёт». Впрочем, в этой статье я расскажу об этом явлении и объясню, почему для человека оно абсолютно не опасно, однако определенный вред железнодорожной инфраструктуре таки приносит.

Кстати, есть и положительный аспект у этого заблуждения. Те, кто боятся блуждающих токов - не идут сразу после прохода электрички. Это действительно опасно, но не из-за блуждающего тока, а из-за того, что только что прошедшая электричка закрывает обзор на встречный путь, по которому может ехать другой поезд.

Итак, я уже рассказывал, что служит «вторым проводником» на электрифицированной железной дороге - это рельсы. Именно на них замыкается цепь. Один вывод тяговой подстанции (образно говоря - «плюс») через питающую линию подключен к контактной сети, а другой вывод (образный «минус») через отсасывающую линию подключен к рельсам. По ним и протекает обратный тяговой ток и цепь замыкается. Но, для того, чтобы человека, ступившего на рельс, не убивало током, рельсовая цепь не изолирована от земли, а является глухозаземленной нейтралью.

-2

Так что такое блуждающие токи?

Поскольку рельсы от земли не изолированы, то часть тока (довольно солидная - 50-60% от всего обратного тягового тока) ответвляется на шпалы и балластный слой и протекает через почву и водные растворы, а также металлические конструкции, находящиеся под землей. А дальше, в местах, где к рельсам подведена отсасывающая линия, блуждающие токи как бы «поднимаются обратно». По картинке должно быть более понятно:

-3

В определенной близости от железной дороги, под землей, могут быть проложены водопроводы, газопроводы, канализационные трубы, электрические кабели и другие металлические конструкции. И здесь и проявляется вред блуждающих токов.

В том месте, где токи «входят» в землю, вследствие электрохимической коррозии, разрушаются рельсы, а там, где токи «выходят» из-под земли - разрушению подвергаются различные коммуникации. Вообще, насчёт коммуникаций, это более актуально в городских условиях, где есть трамвайные линии. Именно там, в основном, располагаются водопроводы, кабели и прочие трубы, вблизи железной дороги не так часто что-то под землей проложено. Но, в городских условиях таки встречается.

-4

Есть даже некоторые цифры, что при токе утечки в 1 ампер, теоретическая потеря металла в год, вследствие электрокоррозии, составляет 9 килограмм стали и 34 килограмма свинца (в случае с оболочкой электрического кабеля). Это, конечно, очень примерные цифры, но тем не менее. В плане блуждающий токов, более опасна для инфраструктуры электрификация постоянным током.

Борются с блуждающими токами, в основном, либо нанесением на защищаемые коммуникации дополнительного слоя защиты, например эпоксидной смолы или битумной пропитки. Либо устанавливается дополнительная конструкция, которая, опять же, образно говоря, будет более предпочтительной для протекания блуждающих токов, как бы «отвлекая» их на себя. Такую конструкцию ещё называют «жертвенный анод», я серьёзно. Ну а для человека, в отличие от металла, блуждающие токи не представляют никакой угрозы, так что - ходите себе на здоровье, только очень внимательно и смотрите по сторонам.

Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!
-5