"Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим. Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий..." (Лк., 22, 24-26)
Тут в связи с возвращением Пугачёвой вспомнилось. Года два или три назад я натолкнулся на комментарий одной моей знакомой. Суть такова: какой бы Алла Борисовна ни была по характеру, она сделала больше, чем вся советская эстрада вместе взятая. И поэтому имеет право на... дословно уже не помню, на что.
Наверное, на то, чтобы говорить и делать то, что хочется.
Что хочу сказать? Ну, во-первых, я бы не был столь категоричен в отношении всей советской эстрады, которая началась задолго до Пугачёвой.
Пугачёва сделала, безусловно, много. И как певица, и как композитор, кстати говоря. Ну, и другие композиторы, писавшие для неё, - тоже очень крупные фигуры: Раймонд Паулс, Александр Зацепин, Марк Минков, Александр Журбин, Игорь Николаев и другие. Равно как и поэты - Андрей Вознесенский, Леонид Дербенёв, Илья Резник, Игорь Шаферан. То есть Алла Борисовна так или иначе работала в связке со значительной частью советской эстрады.
Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Муслим Магомаев, Валентина Толкунова, Валерий Леонтьев, Эдуард Хиль, Юрий Антонов, Юрий Гуляев, Людмила Зыкина, Людмила Сенчина, Майя Кристалинская, Тамара Миансарова, Гелена Великанова... (если кого-то упустил, постараюсь потом наверстать, по мере вспоминания). А поющие артисты - Андрей Миронов, Михаил Боярский, Николай Караченцов, Людмила Гурченко, Олег Анофриев! К Софии Ротару тоже можно относиться по-разному, но она сделала для советской эстрады тоже очень и очень много!
Ну, и во-вторых, - по поводу того, может ли талантливый человек говорить и действовать так, как ему (ей) хочется. Что ж... Дерзну сказать такую мысль:
Да, не бывает больших талантов с белым и пушистым характером.
Потому что талантливый человек - это всегда много огня, это, можно сказать, атомный реактор. И с этим надо учиться жить и ему самому, и тем, кто рядом с ним. (Я думаю, что даже со святыми людьми большинству из нас было бы непросто находиться долго и близко).
Но! - талант - это ответственность.
Талант - это ответственность. В том числе и ответственность за то, чтобы и свобода была у талантливого человека, и в то же время - отдача людям. И уважение к ним. Потому что таланты не растут сами по себе, их питает почва страны, народа.
И это очень плохо, когда талант заканчивается, а выходки и замашки - остаются. Ещё хуже - когда таланта никогда и не было, только деньги и эпатаж.
И лично у меня больше уважения вызывает, например, Иосиф Кобзон, который не побоялся пойти к вооружённым террористам, захватившим заложников в театральном центре на Дубровке в 2002 году. И он же в 2014-м открыто высказался в поддержку Донбасса - и ездил туда с концертами, фактически до последнего.
Точно так же, до последнего выступала и Валентина Толкунова, - несмотря на тяжёлую болезнь, о которой она знала. Валентина Васильевна творчески развивалась постоянно - и при этом не изменяла самому духу своего творчества, оставалась верной и стилю, и зрителю, не позволяла себе никогда ничего пошлого, безвкусного.
Да, есть талант и есть его издержки. Но всё же - есть красные линии, которые переступать нельзя. Есть случаи, когда уже нельзя вернуться и начать сначала. При всём уважении к прошлому таланту и прошлым заслугам. И без уважения - если была только известность, без таланта и заслуг...
А ваше мнение по этому поводу? Кто для вас был больше на советской эстрадной сцене? И что, по-вашему, допустимо для талантливого человека, а что - нет?
Пишите об этом в комментариях. Не забудьте также поставить лайк и подписаться на канал. До новых встреч - уже скоро!
#ссср #советскаяэстрада #культураиискусство #аллапугачева #иосифкобзон #валентинатолкунова #размышлениявслух #жизньзвёзд