Найти в Дзене
Историк на диване

Показываем и рассказываем,что носил рыцарь-крестоносец XIII века: от исподнего до кольчуги-хауберка

В кино или на фестивалях реконструкции мы обычно видим только законченный образ того или иного исторического персонажа, будь то викинг или рыцарь. То есть шлем, доспехи, оружие. А вам интересно было бы заглянуть (в хорошем смысле слова - не подумайте ничего плохого) под них и узнать, что же носили люди столетия назад. В этот раз мы предлагаем вам в подробностях рассмотреть, что же одевал на себя богатый и успешный рыцарь в XIII веке - от нижнего белья до шелковой надоспешной котты, собираясь на бой или в поход. В данном случае, итальянские реконструкторы воссоздали образ немецкого рыцаря 1220 - 1235 года, занимавшего высокий пост в Сицилийском королевстве. И так, начнем.

Какие эпохи и регионы воссоздают российские реконструкторы: от рыцарей-крестоносцев, до воинов Московского царства времен стояния на Угре

Итальянский реконструктор демонстрирует часть костюма и доспеха. Фото из группы  HOMA - Artigiani в одной запрещенной в России соцсети
Итальянский реконструктор демонстрирует часть костюма и доспеха. Фото из группы HOMA - Artigiani в одной запрещенной в России соцсети

Начнем с самого начала. Костюм Адама мы показывать не будем (вряд ли вы увидите там что-то новое, да и канал могут читать непорочные юноши и девушки - не станем их смущать). А вот то, что надевалось поверх него - покажем подробно. Это нижняя рубаха длиной примерно чуть выше колена и широкие подштанники. На слэнге реконструкторов любой "нижняк" такого типа называется камиза и брэ соответственно. Рубаха сшита по мотивам сохранившегося артефакта, принадлежавшего (если верить хранителям музея Нотр-Дама, где я его видел своими глазами) французскому королю Людовику IX Святому, жившему как раз в XIII веке. Порты - по мотивам изобразительных источников, коих до наших дней дошло в избытке. Давайте сразу подведем черту и отсеем "душнил от реконструкции" - воссоздание нижнего белья с раннего средневековья до XIII - XIV века - это ни что иное, как стилизация по немногим сохранившимся источникам. Ведь обнажаться и демонстрировать прелести в те суровые времена было не очень-то принято. Все-таки мы говорим о Европе, а не о Древней Греции...

Почему "пуристы" от реконструкции также вредят движению, как ржавые "гоблины"

Итальянский реконструктор демонстрирует часть костюма и доспеха. Фото из группы  HOMA - Artigiani в одной запрещенной в России соцсети
Итальянский реконструктор демонстрирует часть костюма и доспеха. Фото из группы HOMA - Artigiani в одной запрещенной в России соцсети

А дальше дело дошло... до чулок. Да-да в темное средневековья вплоть до XV века мужчины тоже носили чулки-шоссы. В данном случае реконструктор демонстрирует не просто деталь гардероба, а часть доспеха - его шоссы сшиты из нескольких слоев льна, чтобы смягчать удары. Как можно заметить, чулки крепятся к специальному усиленному поясу (так-так - отставить пошлые шутки) на шнурках-завязках. При этом сам пояс вызывает у меня как у реконструктора серьезные сомнения.

Кстати, весь образ итальянские реконструкторы не придумали из головы (так у нас не принято), а взяли из иллюстраций старинного манускрипта 1225 - 1229 года, хранящегося в библиотеке города Магдебург (Германия). Он называется "Sächsische Weltchronik" и является первой не рифмованной хроникой на немецком языке.

"Синтетические величества" и "сами себе историки". Какие ошибки часто совершают начинающие (и не только) реконструкторы

Итальянский реконструктор демонстрирует часть костюма и доспеха. Фото из группы  HOMA - Artigiani в одной запрещенной в России соцсети
Итальянский реконструктор демонстрирует часть костюма и доспеха. Фото из группы HOMA - Artigiani в одной запрещенной в России соцсети

Ну вот мы и дошли до доспехов. Теперь настало очередь кольчужных чулок, которые надеваются поверх обычных. Кстати, этот вид брони, получивший широкое распространение в XII - XIII веках, начал применяться еще в XI веке. По крайней мере, изображения кольчужных шосс есть даже на "первом европейском комиксе" - знаменитом ковре из Байо (Франция, Нормандия), где пошагово описывается (и, конечно, политически обосновывается - тогда тоже умели "в пропаганду") захват Англии нормандцами во главе с Вильгельмом (Гийомом) Завоевателем. Правда, на всем гобелене они встречаются всего дважды, что может говорить о высоком статусе носивших такую броню персон.

А тут можно подробно рассмотреть весь гобелен из Байо, который я сфотографировал во время своего путешествия в Нормандию

Итальянский реконструктор демонстрирует часть костюма и доспеха. Фото из группы  HOMA - Artigiani в одной запрещенной в России соцсети
Итальянский реконструктор демонстрирует часть костюма и доспеха. Фото из группы HOMA - Artigiani в одной запрещенной в России соцсети

Тут можно увидеть, что кольчужные шоссы крепятся к поясу на все тех же шнурках. Не знаю, как это удается нашим забугорным "коллегам по опасному бизнесу" (по крайней мере, они утверждают, что протестировали весь комплект во время пешего похода на 3,5 километра и 3-х часовой конной прогулки), но лично у меня они всегда сползают, а шнурки так и норовят развязаться или порваться. Надо будет попробовать сделать такие же завязки - может и выйдет из этого что-то путное.

Памятка начинающему реконструктору. Как получить удовольствие от исторического фестиваля или похода и вернуться домой живым и здоровым

Итальянский реконструктор демонстрирует часть костюма и доспеха. Фото из группы  HOMA - Artigiani в одной запрещенной в России соцсети
Итальянский реконструктор демонстрирует часть костюма и доспеха. Фото из группы HOMA - Artigiani в одной запрещенной в России соцсети

А на фото выше видно, что кольчужные шоссы, помимо крепления к поясу, дополнительно зафиксированы в двух местах - над коленом и на икре - небольшими кожаными ремешками. Этим достигаются сразу две цели - одна сугубо прагматичная, другая скорее эстетическая. Во-первых, ремешки позволяют плотнее зафиксировать шоссы по ноге и вместе с завязками предотвращают их сползание. Во-вторых, они помогают создать красивый силуэт. Ведь рыцари - это не только про "подраццо в железе", но еще и про статус. Понятно, что "ролексов" и "Бентли" в те времена не было, поэтому приходилось демонстрировать свое благосостояние иными способами. Например, выставляемыми напоказ богато украшенными деталями костюма и доспеха. Собственно, так делали во все времена, начиная, наверное, с Каменного века.

Злато, серебро и... сталь. Как выделялся из толпы богатый викинг

Итальянский реконструктор демонстрирует часть костюма и доспеха. Фото из группы  HOMA - Artigiani в одной запрещенной в России соцсети
Итальянский реконструктор демонстрирует часть костюма и доспеха. Фото из группы HOMA - Artigiani в одной запрещенной в России соцсети

Поверх кольчужных шосс (кстати, обратите внимание на пришитую к ним кожаную подошву) крепился один из символов европейского рыцарства - шпоры. Ведь, надеюсь, все мы помним, что само слово "рыцарь" происходит от старонемецкого "ritter", то есть всадник. Поэтому шпоры сразу же выделяли из толпы даже приблизительно одинаково вооруженных и одоспешенных людей того, кто воюет сидя в седле. То есть является средневековым "вундерваффе" - чудо-оружием на поле боя. Так повелось со времен французского мажордома Карла Мартелла, растоптавшего тяжелой кавалерией арабское войско в битве при Пуатье. И так продолжалось до XVI века, когда закованным по самое не могу тяжеловооруженным всадникам смогли противопоставить получившее массовое развитие огнестрельное оружие и плотные построения пехоты, вооруженной длинными пиками - например, знаменитые испанские терции или ландскнехтские баталии.

Отставить думскроллинг! Реконструкоры смотрят в будущее со сдержанным оптимизмом. Но не все. Блиц-опрос "Историка на диване"

Итальянский реконструктор демонстрирует часть костюма и доспеха. Фото из группы  HOMA - Artigiani в одной запрещенной в России соцсети
Итальянский реконструктор демонстрирует часть костюма и доспеха. Фото из группы HOMA - Artigiani в одной запрещенной в России соцсети

Далее настал черед поддоспешной куртки - простеганного гамбизона, сделанного из нескольких слоев плотной ткани. На слэнге реконструкторов часто любой поддоспешник называется одним коротким и емким словом "стегач". Такие нераспашные гамбизоны встречаются на массе изобразительных источников - например, в знаменитой "Библии Мациевского". Этот предмет гардероба (и одновременно деталь комплекса доспехов) просто незаменима. Во-первых, его можно надеть во время холодов. Во-вторых, он сбережет ваши хрупкие кости под кольчугой от неприятных последствий "знакомства" с вражеской секирой или мечом. Если повезет, то даже при ударе чем-то вроде алебарды можно отделаться большим синяком. Но это не точно. Главный минус гамбизона - после более или менее продолжительного боя в жару вы будете благоухать не хуже бомжа с Павелецкого вокзала. И, скорее всего, он пропотеет насквозь. Впрочем, как многократно уверял известный блогер, военный историк и реконструктор Клим Жуков, стирать поддоспешники нельзя, поскольку это уменьшает их защитные свойства. А, как говорится, в каждой шутке есть доля шутки.

Лица реконструкции. Военный историк Клим Жуков: Со "смешариками" на фестивалях надо безжалостно бороться

Итальянский реконструктор демонстрирует часть костюма и доспеха. Фото из группы  HOMA - Artigiani в одной запрещенной в России соцсети
Итальянский реконструктор демонстрирует часть костюма и доспеха. Фото из группы HOMA - Artigiani в одной запрещенной в России соцсети

Вот мы и дошли до главного - кольчуги. Точнее даже не просто кольчуги, известной с древнейших времен. Доспех, который вы можете видеть выше, назывался хауберк. Это была длиннорукавная кольчуга, к которой был приплетен защищавший голову капюшон-койф. Часто также рукавицы также составляли единое целое с этим доспехом (хотя могли носиться и отдельно). Обратите внимание, что и на хауберке запястья для удобства также перехвачены кожаными ремешками. И сделан он из клепано-сеченых колец. Это когда часть "запчастей" цельные, то есть высеченные из одного куска металла, а часть - заклепаны.

Кольчуга в XII - XIII веке была главной защитой воинов (хотя к концу последнего и начали появляться первые бригандины - пластинчатые доспехи, где металлические пластины были наклепаны изнутри на основу, которой могла быть ткань или кожа). Собственно, XII - XIII век некоторые историки и оружиеведы иногда обобщенно называют "эпохой кольчуги". Поскольку этот тип доспехов являлся доминирующим. И, хотя вряд ли он мог бы защитить от таранного копейного удара - главного "суперприема" тяжелой рыцарской кавалерии, от мечей, топоров и стрел он прикрывал исправно. В том или ином виде кольчужные элементы защиты просуществовали до XX века (если не лень - погуглите фото шлемов танкистов Первой Мировой войны).

Броня крепка, драккары наши быстры. Доспехи эпохи викингов

Итальянский реконструктор демонстрирует часть костюма и доспеха. Фото из группы  HOMA - Artigiani в одной запрещенной в России соцсети
Итальянский реконструктор демонстрирует часть костюма и доспеха. Фото из группы HOMA - Artigiani в одной запрещенной в России соцсети

Обратите внимание на треугольный клапан, дополнительно защищающий челюсть воина и застегивающийся на крючок в районе виска. Этому вопросу всегда уделялось первостепенное значение, поскольку практически любое ранение в лицо, пусть и временно, но гарантированно выводит воина из строя. Не верите? Попробуйте пропустить хороший апперкот в челюсть. Кстати, кольчужные клапаны известны с XI века (опять привет ковру из Байо), но именно к XII - XIII веку они стали делаться анатомичными, плотно облегающими лицо. Понятно, что сильную акцентированную атаку даже легким мечом он вряд ли выдержит (на лице в лучшем случае остается красивый "узор" из отпечатавшихся колец - и это помимо сотрясения мозга), однако вполне способен уберечь лицо от скользящего удара, который в противном случае мог изрядно попортить физиономию рыцаря. Ну и не забывайте, что на кольчужный капюшон обычно надевался шлем. Хотя история знает и примеры (например, битва при Висбю), когда койф использовался как отдельный элемент брони без наголовья. Правда, не от хорошей жизни, а от бедности. Да и закончилась эта история печально - арбалетным болтом в голову, которое кольчужное полотно, конечно, не остановило. И сейчас и сам череп незадачливого воина, и койф, и болт, ставшие за века единым целым, являются музейным экспонатом.

Где найти себе единомышленников, если вы вдруг решили заняться исторической реконструкцией

Итальянский реконструктор демонстрирует часть костюма и доспеха. Фото из группы  HOMA - Artigiani в одной запрещенной в России соцсети
Итальянский реконструктор демонстрирует часть костюма и доспеха. Фото из группы HOMA - Artigiani в одной запрещенной в России соцсети

На фотографии выше можно детально с разных сторон рассмотреть, как выглядят приплетенные к хауберку кольчужные рукавицы. С одной стороны - вещь довольно удобная и утилитарная (не потеряешь - помните как мама в детский сад пришивала вам варежки на резинку). Что в суматохе боя бывает вовсе не лишним. С другой - их не очень удобно надевать и особенно снимать. И лично я предпочитаю раздельную защиту кисти. Хотя на многих миниатюрах отчетливо видны именно монолитные хауберки. В общем, вещь интересная, но на любителя.

Кто выполняет роль "санитаров леса" на фестивалях исторической реконструкции и почему их работа так важна

Пояс XIII века. Фото из группы  HOMA - Artigiani в одной запрещенной в России соцсети
Пояс XIII века. Фото из группы HOMA - Artigiani в одной запрещенной в России соцсети

Ну а теперь перейдем к моему любимому - разного рода "красивостям". Вот как этот богато украшенный характерными для XIII века вертикальными литыми накладками поясной ремень. Богатые хвостовик и пряжка, декорированные фигурой всадника (оригинал хранится в одном из сицилийских музеев), дополняются тисненым узором в виде цветка на окрашенной в благородный синий цвет коже. Как я уже писал выше - это статусная вещь, издалека показывающая: мой владелец - не из простых, он богат и успешен. Ну как сегодня галстук от "Бриони", часы "Патек Филипп" и Ламборджини Дьябло (хотя последнее, скорее, относится к породистому жеребцу). В общем, символ обеспеченного человека, выставляемый напоказ. Ну и, думается, женский магнит. Ведь дамы во все века были падки на небедных мужчин.

Сокровища древних королев. Пояс Елизаветы Люксембургской

Меч и перевязь XIII века. Фото из группы  HOMA - Artigiani в одной запрещенной в России соцсети
Меч и перевязь XIII века. Фото из группы HOMA - Artigiani в одной запрещенной в России соцсети

Вот мы и дошли до того, без чего ни одного рыцаря представить себе невозможно. Это, конечно, меч. Классический романский клинок, характерный для XIII века, являлся не только оружием, но и еще одним из символов рыцарского статуса. Во многих городах людям неблагородного происхождения запрещено было носить клинки с перекрестьем - они считались прерогативой дворянского сословия. Оттуда и появились разного рода придумки (голь, как известно, на выдумки хитра) вроде прибалтийский и польских кордов, немецких мессерова и даже складных испанских ножей-навах. Ну а к мечу полагается богатая перевязь, также украшенная накладками из цветных металлов (в отдельных случаях они могли быть серебряными, позолоченными или даже золотыми). Такой тип крепления перевязи характерен для Эпохи крестовых походов и часто встречается на изобразительных источниках того времени. Ножны сделаны в цвет пояса, чтобы составлять единый, если можно так выразится, гарнитур.

Стальная волна с севера. Оружие эпохи викингов.

Рыцарский шлем XIII века. Фото из группы  HOMA - Artigiani в одной запрещенной в России соцсети
Рыцарский шлем XIII века. Фото из группы HOMA - Artigiani в одной запрещенной в России соцсети

Шлем итальянскими реконструкторами был воссоздан по изображениям все в том же манускрипте "Sächsische Weltchronik", опираясь также на типологические шлемы XIII века. То есть, положа руку на сердце, точной реконструкцией я бы его не назвал. Скорее - очень качественной стилизацией. Впрочем, многим нашим реконструкторам до такого уровня "стилизации", к сожалению, еще расти и расти.

Для многих рыцарских шлемов XIII века характерно несъемное забрало с перфорацией, которая с одной стороны позволяла нормально дышать в бою, а с другой выполняла эстетические функции. Также довольно часто (особенно на изобразительных источниках) встречается декорирование шлема латунью или бронзой, с развитой затылочной частью наголовья, обеспечивающей дополнительную защиту уязвимой шеи. Отличительной чертой именного этого шлема (и это тоже сделано по изобразительным источникам) является нашлемная фигура, украшенная павлиньими перьями, стоившими тогда целое состояние. В этом украшении явно прослеживается римское влияние, что, впрочем, в Средние века было вовсе не редкостью. Тем более на территориях, ставших впоследствии единой Италией.

Шлем - всему голова. Боевые наголовья эпохи викингов

Щит XIII века. Фото из группы  HOMA - Artigiani в одной запрещенной в России соцсети
Щит XIII века. Фото из группы HOMA - Artigiani в одной запрещенной в России соцсети

Немаловажной частью комплекса доспехов и вооружения (сокращенно - КДВ) рыцаря являлся щит. Помимо того, что он служил преградой для разного рода острых железок, которыми его владельца пытались достать недруги, также этот элемент экипировки являлся отличительным знаком в бою, чтобы не попасть под горячую руку своим же соратникам. На нем часто изображались герб, девиз, а иногда и имя (как в данном случае) владельца. Что, кстати, вполне могло сохранить благородному сеньору жизнь в случае, если "что-то пошло не так". Ведь богатого и влиятельного гражданина чаще всего куда выгоднее было взять в плен, чтобы потом стребовать за него выкуп, чем просто отправить к праотцам. Впрочем, бывало всякое.

Обратите внимание, щит еще имеет признаки миндалевидной (или каплевидной) формы, характерной для раннего средневековья, но уже больше напоминает классический "треугольник" высокого средневековья. Также дощатый щит обтянут с обоих сторон кожей и украшен, помимо герба Иоанна Торнаквинчи де Ноха (так итальянские реконструкторы "обозвали" своего персонажа), тиснением.

Тут можно посмотреть фотографии с английского фестиваля, приуроченного к годовщине Битвы при Ившэме.

Итальянский реконструктор демонстрирует костюм и доспех рыцаря XIII века. Фото из группы  HOMA - Artigiani в одной запрещенной в России соцсети
Итальянский реконструктор демонстрирует костюм и доспех рыцаря XIII века. Фото из группы HOMA - Artigiani в одной запрещенной в России соцсети

Ну и, наконец, разрешите вам представить Иоанна Торнаквинчи де Ноха (по названию нынешней деревушки Ноха в провинции Лечче в регионе Апулия, Италия) во всей рыцарской красе XIII века. Помимо всего вышеописанного, на нем - шелковая надоспешная котта.

"Котта выполнена из чистого дамасского шелка с желто-сине-зелеными переплетенными нитями на красной подкладке", - рассказывают сами итальянские реконструкторы.

Понравилась статья? Тогда подписывайтесь на канал и ставьте лайки - это необходимо для его продвижения. Оставайтесь с "Историком на диване" - здесь вас ждет много интересного о истории и исторической реконструкции.

Ну а тут, если есть желание и возможность, можно поддержать канал рублем

Автор: Алексей Зернаков

Иллюстрации: HOMA - Artigiani