Уже целых 7 дней рынок рекламы живет в (холодном поту) новой реальности - с вступившим в силу изменениями в закон "О рекламе", призванном отбелить взаимоотношения между теми, кто музыку заказывает, теми, кто ее пишет и теми, кто предоставляет концертные залы. Конечно же, в угоду взора государства.
Господа из общества повыше решили привлечь к своей затее всех, кто имеет отношение к вложениям в привычные нам каналы продвижения - такие крупные площадки как ВК, Яндекс и иже с ними.
Причем, механизм поистине "органовый" - выявить сразу всю цепочку: что, где и когда. Именно поэтому теперь вся информация должна попадать в Роскомнадзор сразу со всеми фигурантами: от заказчиков и до непосредственного фрилансера, от лица которого все это делается. Естественно, включая все прокладки (об этом чуть ниже). Всей этой индульгенции по актам и счетам в системе присваивается ID, вбив который мы получим адреса всех тех, к кому стоит стучать в случаях с нарушениями.
Строгость российских законов нивелируется фактом их неисполнения. Так почему же закон будет исполняться?
Ввиду специфики давления на ведущую силу рекламного рынка: самую геморройную часть и излишек ответственности впихнули по чертовски циничному и логическому сценарию - на сами площадки. А как нам известно, крупный бизнес с его "трепетным" отношением ко всем тем, кто хочет посредством него урвать что-то себе церемониться он явно не будет. Придется, конечно, выдернуть десяток программистов с текущих проектов, но в целом, такие гиганты могут позволить себе полную автоматизацию, хоть с автоматической отсылкой ссылок на страницы фигурантов прямо на Лубянку.
Даже забавно, как сейчас вскрывается эта серая прослойка, чьи взаимоотношения (естественно) де-юре не оформлены. Первой строчкой везде значится ИНН всех приглашенных на данный праздник жизни (привет отсылкой к реформам налоговой, где господа и дамы упорно трудятся в привлечении к ответственности и собираемости налогов, потому как от подобного показателя зависят их квартальные премии, доводящие оклад в 13-15 тысяч до 60-80 получки среднемесячно). Помимо этого факта в полях должны быть указаны данные по договорам (объявлена неделя прозрачности рынка - количество заключаемых договоров увеличивается на количество населения в стране).
Естественно, все происходящее не могло обойтись без заинтересованных лиц и, конечно же, проведения подобных мер в условиях строгой прозрачности (она взаимодействиям наших граждан с цепкими лапками государства не свойственна). Именно поэтому между непосредственными открутчиками, площадками, деньгоплатителями и рекламными площадками с Роскомнадзором запихнули аж 2 прокладки (операторы рекламных данных), которые должны чем-то там заниматься и, как следует из всех доступных ныне документов, коим абсолютно не запрещено брать комиссию за факт передачи данных (привет опыт фискальных накопителей, за существование которых лишнюю тысчонку отдавать таки приходится).
Кстати, следует заметить, что гильотина лояльнее всех относится к Заказчикам - оно и понятно, вы, ребята, и так, скорее всего, под прицелом, потому что ваше имя / бренд / деловая сеть и без того мелькает тут и там, есть кому позвонить и к кому прийти людям в форме, поэтому мало-мальское юридическое лицо у вас там явно присутствует, для подстраховки. Им следует только "спалить" тех, кто у вас этим занимается, с указанием явок и паролей, в противном случае есть риск получить по всей строгости в кучке со всеми остальными.
С точки зрения государственной исполнительности (реальной, а не фигуральной) механизм действия закона почти идеален - дать возможность зачинщику выставить на передние ряды всех тех, кого по сути, не так уж и жалко. Не будет товарища, который хочет быть указан в договоре - найдется тот, кто фигурировать будет. Бизнес должен продолжать работать. Правда, налоги, комиссии и бюрократические проволочки стоят денег, а поэтому, ценник на все это удовольствие, скорее всего, скакнет. Как вы понимаете, за ним вперед полетит и стоимость на все рекламируемые продукты (ну ничего, мы с 2014 и 2022 года в целом привыкли, коммуналку в июле уже поднимали, теперь будем поменьше фейерверков на новый год запускать). Либо будем есть рекламные продукты типа "365 дней" с креативами из глубокой Сибири, что на фоне взлетевшей требовательности к контенту среди наших масс будет выглядеть достаточно забавно: от Фотошопа к Paint и ниже.
Что вижу из явно негативного: особо тревожных, как и прежде, вытаскивают наружу. Собственно, фокус-группа в лице оформления самозанятости показала стабильные результаты, люди побежали регистрироваться под пока еще божеские проценты, зарабатывая себе на чувство безопасности и статус законности своего ремесла. Понятное дело, что в официозные кандалы закуют далеко не всех, но уже под вторую волну попали люди, которые готовы при любом шорохе одеть кандалы сами. Так, глядишь, через пару-тройку подобных мер и вся страна будет на карандаше.
Теперь пару слов о любимых согласованиях
До запуска рекламы агентство должно передать прокладкам сведения о том, что они собираются транслировать народу (креативы). Поэтому о правках в последнем вагоне можно забыть - поезд уезжает точно по расписанию, потому как изменение креатива или даже исправление ошибки в тексте требует процедуры перерегистрации креатива (чтобы начать заново нажмите "Х"). Думаю, на этом моменте где-то даже порадовалась сотня другая тысяч дизайнеров и таргетологов.
Чем грозит, если что-то куда-то не отправить и не дозакинуть?
За непредоставление сведений придется заплатить в кубышку согласно расценкам закона "О рекламе": 4000 - 20.000 рублей для ответственных и неуглядевших, и от 100.000 до 500.000 для юридических лиц.
Кстати, упомянул тут про налоговую. К слову, весь объем данных по открутке (трафик, стоимость всего этого удовольствия общим и пересчетом на декларируемые расходы/доходы от деятельности и странные отклонения) ЕРИР отправляет напрямую в цитадель по поборам. Не зря же в далеком 2014-ом в Москве поставили машинку, которая в автоматическом режиме сличает все документальные и бухгалтерские проводки по взаимодействующим контрагентам. Видимо, запаса мощности там с лихвой.
К слову, при работе с крупными площадками, думаю, это все не так уж сильно скажется на процессе подачи отчетности, а вот рынок нативных интеграций может немного поперхнуться от количества отчетности, которая должна быть приурочена к каждому факту движения рублей и отражения в глазах смотрящего.
Примечательный факт: согласно аналитике одной известной политической обозревательницы Екатерины Ш. (обойдемся без текстов про иноагентов) недовольство народа от изменений в данном законе вызвало такую негативную реакцию, которая превосходит любой негатив от 24 февраля 2022 и 2014-ого вместе взятых. Поистине, чувствуется тенденция - вы там наверху можете делать все, что хотите, особенно за пределами нашей необъятной. Ровно до момента, пока не покушаетесь на совсем святое: на непосредственные заработки у неравнодушного и креативного класса (предприниматели, пиарщики и все-все-все, кто нацелен продуктом на общественное внимание по интернету).
А сейчас нам остается только наблюдать, как действительно заработает закон на практике, формально работающий уже сейчас, нормально заработающий с 1 ноября и штрафы за неисполнение которого можно будет сдавать с марта 2023.