Один из самых актуальных педагогических вопросов, стоящих перед обучающимися, обучающими и родителями, - зачем в школе нужны чтение и зубрежка?
Под зубрежкой мы понимаем заучивание наизусть стихотворений и фрагментов прозы. Под чтением – освоение крупных литературных форм. Так зачем нам это надо (и надо ли вообще)?
1. Умнее будешь!
Небольшая группа французских ученых под руководством Станисласа Деэне провела интересный эксперимент. С помощью МРТ они сравнили активность мозга трех групп людей в процессе освоения текстовой информации:
грамотных с детства,
людей, научившихся читать в зрелом возрасте,
неграмотных.
В мозге грамотных людей оказались активны срезу несколько центров, более интенсивна работа зрительной зоны коры головного мозга, активны области, обрабатывающие звуковую информацию.
Интересный факт зафиксировали научные сотрудники Стэнфордского университета. Они обнаружили, что при прочтении кандидатами наук художественного романа с целью простого ознакомления и с целью затем сделать доклад по прочитанному мозг функционирует по-разному. В процессе переключения мозга с досугового чтения на аналитическое активизируется сложная когнитивная функция, меняется кровообращение.
2. Лексикон
Любой человек рождается с нулевым уровнем владения языком. Он осваивает буквы, сочетания букв, слов и предложений в процессе взросления и общения с другими людьми. Но бытовой разговорный язык крайне беден, часто даже скуден. Отчасти это обусловлено небольшим словарным запасом большинства людей, отчасти тем, что в быту не приняты сложные лингвистические конструкции, сложносочиненные предложения, литературные приемы, «красивые» слова и т. д. Чтобы попросить налить молока в чашку, амфибрахии не требуются. Для овладения грамотным литературным языком необходимо много читать, иначе язык так и останется на уровне бытового (и часто неграмотного), а также учить и воспроизводить его вслух.
3. Профессия
Вам будет приятно, если во время приема ваш врач будет гуглить симптомы? Вот и мне не будет приятно. Безусловно, есть вещи, которые постоянно меняются и которые можно и нужно искать в интернете. Но есть профессиональные навыки и знания, без которых профессионал не может считаться профессионалом и которыми он обязан владеть без смартфона – иначе на черта нам вообще ВО? Давайте всем дилетантам выдадим по смартфону, оденем в белые халаты, посадим в поликлиники, и пусть лечат. Чтобы овладеть профессией, нужны знания – то есть, работа с большим количеством информации, написанной языком более сложным, чем «Колобок», усвоение этой информацией и умение ее применять. Если ребенок в детстве не заучивал тексты и не учился вслух ротиком их воспроизводить, велика вероятность, что качественно овладеть знаниями в ВУЗе он тоже не сможет.
4. Развитие речи
Когда ребенок выучивает текст и затем его произносит вслух, он развивает речь и способность вербализировать свои эмоции, мысли и ощущения, не говоря уже о развитии речевых центров. Слышали Загитову в «Ледниковом»? Вот вам пример неразвитых речевых центров. Слышали интервью Ани Щербаковой? Вот вам пример ребенка интеллигентных родителей, которые развивали своего ребенка. Где пригодится? Да где угодно, начиная с собеседования на работу. Между двумя одинаковыми спецами выберут того, кто эффектнее сможет себя презентовать, не говоря уже о том, что для множества видов профессиональной деятельности необходимы развитые речевые навыки.
5. Грамотность
Когда человек постоянно читает много слов, он автоматически запоминает их правописание.
6. Повышение уровня культуры
С начитанным человеком всегда есть о чем поговорить.