Найти тему
Кольцо времени

Книги -9 (сказка)

- А зло с князя и пошло, - поморщился старик. – Одурманенный заморским вином мозг уже не слышал правды предков. Приближенные лизоблюды нашёптывали другие речи. Они стали главными советчиками и “друзьями”, а не законы дедов. В княжеских теремах поселились чужеземцы, что стали учить другому складу и порядку.

- А что же свои, старики, волхвы? – всплеснул руками Тимоха.

- Свои изгонялись в лучшем случае. В худшем, горели на кострах. Это была первая дань злату. За ним пришла на Русь и другая вера. Читай дальше, там есть про это, - старик натужно зашёлся кашлем. Откашлявшись, умолк, закрыв глаза.

Спрятав в сундук первую книгу, Тимоха достал вторую и положил её перед Макарием.

- Копаясь сегодня в архиве почившего наставника, нашёл старые записи монаха нашего ордена и был очень удивлён. Оказывается, вопросы покорения Руси стояли не вчера ещё. Прочитав их, задумался, вот кто начинал наш путь. И вопросы, поставленные основателями, актуальны и поныне. Что ж, продолжим их и мы. Для начала попробую отчитаться перед первым.

Итак, раздор на Руси мы посеяли. Смогли при помощи вина и злата разделить единый и непокорный когда-то народ. Теперь его правители сами грабят этот народ нам в угоду. Богатства страны плывут в наши закрома. Первый был провидцем. Стократно уже окупились первые затраты на лесть и подарки князьям и их окружению. Теперь это окружение наперегонки предлагает нам свои услуги. А мы можем выбирать самых способных. Но этого ещё мало. Князья возгордились своей недоступностью. Мы прикормили пока ещё лишь верхушку народа. Сам народ остался всё такой же непокорный в своей вере в правду предков и гордый прошлым. Нам надо сменить эту веру на свою. А прошлое уничтожить. Наступает второй этап грандиозного замысла нашего ордена. Надо лишить князей их опоры на свой народ. И тогда страна станет полностью нам покорной. Пришла пора менять веру. И начнём мы с самого слабого и уязвимого князя, с Киевского. Его плотно окружают наши агенты. Пора князю определиться, с кем он? Или умереть.

- Разве такое могло быть? – Тимоха поднял голову от книги.

- Что? – вскинулся Макарий, не поняв.

- Что князь не видел, кто его окружает?

- Получается, могло, - Макарий пожал плечами. – В душу человека не заглянешь и в голову тоже. О чём он думает, знает он только сам. Другим не ведомо.

- А как же князь, совсем ничего не чувствовал? Я, если опасность вдруг, чувствую.

- Значит, не чувствовал, - Макарий пожал плечами. – Может его опоили, чем ещё?

- Вином, что ли?

- Вино, ты слышал, мозги хорошо сушит.

- Ладно, что там дальше? - Тимоха скривился и, обмакнув перо, склонился над книгой.

- Вчера прибыл наконец из Киева гонец. По его славам, крещение на удивление прошло мирно. Народ просто ничего не понял. Князь поставил жёсткие условия. Или креститься, или принять смерть. Смерти русы не боятся, но тут не поняли за что? Спасибо агентам. Хорошо обработали дружину князя, да и его самого. Ещё бы, получить законно шапку Мономаха из рук самого Царьградского императора, это не чин боярина. За это можно народ не только в реке искупать, а и в собственной крови. Теперь Киев уже не княжество, коих на Руси много, а царство. Остальные или покорятся, или начнут воевать. Нам и то и то хорошо. Во всех городах ждут сигнала давно сидящие там монахи нашего ордена. Их час ещё не пробил. Ждём.

- Так получается, христианство у нас не добровольно народ принял? – опять поднял голову Тимоха. – Его нам навязали?

- Надо понимать, - усмехнулся Макарий. – А так зачем бы оно нам? Своих Богов хватало.

- А тогда зачем приняли?

- А ты бы не принял под мечом? – вдруг спросил старик.

- Как под мечом, дедушка? – вскрикнул Тимоха. – Тут он пишет, что крестили спокойно.

- Пишет. Написать, что угодно, можно, - покряхтел старик. – Не так всё было. Мне об этом ещё мой дед рассказывал. Когда первый шок от крещения прошел, и народ стал понимать, что случилось, то взбунтовались многие, ведь стали рушить дедовы устои вечные. Это понимать надо. Жизнь переворачивать стали. Кому это понравится?

- А что переворачивать-то? – нахмурился Тимоха. – Ну, подумаешь, крестить лоб заставили, в церковь ходить, молитвы читать. Что в этом плохого?

- На первый взгляд вроде и ничего. Но гляди глубже. К примеру, пришёл ты в лес. Раньше разрешения спрашивал, вёл себя благоразумно, опасался лесных жителей. А теперь перестал бояться. Что хочешь и делаешь. Нет управы. Князья требовали всё больше богатства. Народ стал больше убивать зверей. Не для собственной надобности, для продажи. Леса опустели, реки опустели. Народ, думаешь, богаче стал? Как раз наоборот. Узнал, что такое голод.

- А куда всё тогда девалось, дедушка? – нахмурился Тимоха.

- Менялось на роскошь для бояр и князей. Они жировали, а народ бедствовал, хотя работал от зари до темна. Но всё отбиралось властью. Вот тебе и вера новая.

- А вера причём?

- Так она позволяла несправедливость. Прощала грабителей и разбойников, - усмехнулся горько старик. – Нагрешит князь, идёт в церковь, там ему грехи отпустят, он и дальше за своё. И остальные так, кто у власти.

- А нынешний царь тоже такой? – оглянувшись на дверь, спросил вдруг Макарий.

- Все теперь такие, - вздохнул старик. – Одно слово, власть.

За дверью вдруг послышались шаги. Тимоха моментально спрятал обе книги и сунул в руки растерявшегося Макария другую книгу, лежащую до этого на полке. Тот посмотрел название и раскрыл на середине. Дверь резко распахнулась. На пороге застыл игумен. Насупив брови, он осмотрел келью и остановил взгляд на вытаращившемся на него Макарии.

-2