Всем известно, что Ватутин прославился во время Сталинградской Битвы, но только историки знают, чем он рисковал в ноябре декабре 1942 года.
А уж то, что именно Ватутин является непосредственным автором плана "Уран" - так это вообще запретная тема.
Официальная версия, напомню, гласит, что Уран придумали Жуков и Василевский в сентябре 1942 года. В альтернативной версии от Резуна, который Суворов, утверждается, что план придумал какой то полковник из Генерального Штаба.
Обе эти версии не соответствуют действительности.
В реальности Жуков и Василевский приняли лишь "политическое решение" об ударе на большую глубину - от Серафимовича на Калач. Непосредственно же план создавали три человека - Ватутин, начштаба Стельмах и начальник оперативного отдела Иванов, который, кстати, является вторым главным героем этой статьи.
Так вот, еще 25 октября никакого Плана в природе не существовало. Ватутин и Стельмах вообще приехали на фронт лишь 28 числа. Ну то есть план делали "на скорость" и, собственно, сделали лишь к середине ноября.
Напомню, что подлинная копия Урана (а оригинала так до сих пор никто не видел) датируется 15 ноября 1942 года.
Именно генерал майор Иванов в своих мемуарах предоставил нам такой точный расклад по датам. Но как могла пройти версия, которая кардинально противоречит официальной??
А очень просто. Иванов единственный из командования Юго-западного Фронта, кто дожил до конца 80-х и смог опубликовать мемуары уже без цензуры.
Однако вернемся к Ватутину.
Прямо перед Ураном вышел печально известный в узких кругах приказ Сталина под номером 306. Приказ о новом порядке эшелонирования порядков наступающих войск.
Мы не будем вдаваться в детали этого приказа, главное для нас - это тот факт, что Ватутин этот приказ похерил. Причем похерил откровенно.
Еще весной за такие приколы по голове бы не погладили, но осень 1942 года - это было особое время. Военным было прямым текстом сказано, что им дается полный карт бланш на любые действия (хоть "боже царя храни" при атаке пой) лишь бы эти действия приводили к результату.
Поэтому Ватутин справедливо решил, что "победителей не судят" - так оно и вышло. Однако "черную метку" добрые люди напротив его фамилии поставили и осталось лишь подождать, когда "акелла промахнется".
Этот момент наступил 10 ноября 1943 года, когда у 1 Украинского Фронта начались проблемы под Киевом. Об этом снят известный художественный фильм "Контрудар" - рекомендую его пересмотреть.
Все пошло не плану, из-за спешки возникла путаница в донесениях в Генштаб - проще говоря Ватутин занимался преодолением кризиса, а на бумажки, которые должны идти на самый верх, слегка подзабил.
Однако он не знал что близится тегеранская конференция и Сталин очень нервничает по этому поводу.
В итоге Ватутину выносится строгое предупреждение, а начальника штаба Фронта Иванова, в качестве стрелочника, вообще снимают с должности.
Понятно же, что начальник штаба без согласования с комфронта посылать наверх донесения не будет. Ну то есть это был удар лично по Ватутину, что подтверждается его ответным донесением в Генштаб Антонову.
Иванова в итоге вернули на должность, но уже на другом Фронте, а за разгром Японии он получил звание Героя Советского Союза.
Собственно, стимулом к написанию данной статьи послужил удивительный факт. Я шел по незнакомой улице, присел на скамейку, поднимаю глаза, а там висит табличка, что в этом доме жил ГСС генерал армии Иванов.
У меня аж челюсть упала от изумления. Во всей Москве я сел на скамейку именно у того подъезда где жил автор плана Уран! Это был явный знак, что тянуть с этой статьей больше нельзя.
Остается самый пикантный вопрос - а кто строчил донесения на Ватутина?
А гипотеза вырисовывается очень интересная. Кто в в штабе Фронта не является "членом команды" и может строчить донесения на босса?
Кто в штабе Фронта не просто может, а обязан строчить такие донесения?
Правильно - это член военного совета Фронта. Спешу вам представить этого человека - Никита Сергеич Хрущев.
И гипотеза эта превращается во вполне рабочую версию, когда мы узнаем, что Хрущев повторно репрессировал Иванова уже в начале 60-х годов - из-за знаменитого дела Пеньковского, когда полетели многие генеральские головы из-за нарушения режима секретности.
К тому же, Хрущев и Еременко в то время претендовали на авторство плана Уран, а Иванов, в этом контексте, слишком много знал.
Проще говоря, если бы Ватутин и Стельмах выжили во время войны, то официальная история Сталинградской Битвы была бы совсем другой.