В 1922 году «отец русского футуризма», поэт и художник Давид Бурлюк вместе с женой Марией Никифоровной и сыновьями переехал в США. Там он познакомился с другим талантливым художником — Аршилом Горки, эмигрировавшим двумя годами ранее. Между творцами завязалась дружба, они много беседовали об искусстве: Горки даже некоторое время жил у Бурлюка, а после смерти спасшегося от Геноцида художника его сестры нередко навещали семью футуриста. В один из таких визитов Давид Давидович написал портрет сестры Аршила Горки, который спустя несколько десятилетий был обнаружен у коллекционера Сергея Денисова.
В 1950-е годы Давиду Бурлюку, которого Владимир Маяковский называл своим учителем, написал молодой коллекционер и журналист из Тамбова Николай Никифоров. Переписка переросла в многолетнюю дружбу: художник называл коллекционера «сын Коля» и впоследствии даже действительно усыновил его (этой версии придерживается в том числе Сергей Денисов). С каждым своим письмом Давид Давидович высылал Николаю Алексеевичу подарки, среди которых были ценные записи, автографы известных людей, антикварные вещи, свои архивы и, конечно, картины. Так Никифоров стал хранителем наследия Бурлюка, а после смерти тамбовского коллекционера оно перешло другому собирателю ценностей — его ученику Денисову.
Недавно во время работы с архивом создателя частного литературно-художественного музея был обнаружен портрет сестры Горки, написанный Бурлюком. После смерти художника в 1948 году его сестры продолжали бывать в семейном поместье Давида Давидовича в Нью-Йорке. В одну из таких встреч маэстро создал ту самую картину. Это — портрет с натуры размером 36 на 27 сантиметров, написанный в смешанной технике (тушь, карандаш) на особой фотографической бумаге EMBOSOGRAF N.Y. Внизу — подписи «BurLiuk, сестра худ. Арш. Горького» и «грузинка-армянка». Перед отправкой в Тамбов мастер добавил «читай Маруся об Арг. Горьком». По данным Сергея Денисова, эта надпись была адресована супруге Николая Никифорова Марии.
Сейчас эта картина — уникальное наследие Давида Бурлюка и ценный портрет, рассказывающий о семье Аршила Горки, — находится в коллекции Сергея Денисова.
Армянский музей Москвы благодарит коллекционера Сергея Николаевича Денисова и его официального представителя Кузнецова Максима Сергеевича за предоставленную информацию
В заключение приведем отрывок из книги поэта и журналиста Ноберта Евдаева о жизни Давида Бурлюка в США:
«Сын Давида Бурлюка Николай рассказывал нам, что их дом, мастерская, беседка перед домом, гостиная, где накрывался Марусей стол, были местами многочисленных встреч отца с друзьями. Сын Мозеса Сойера Дэвид, с которым мне предоставилась возможность встретиться, рассказывал, что отец брал его с собой на эти встречи, где часто устраивалось “русское застолье”. Там была настоящая русская еда, веселье и произносились длинные тосты, распевались русские песни под гитару, на которой прекрасно играл Николай Циковский.
По рассказам родных, великодушие и бескорыстная щедрость души, желание поделиться мыслями, выходили у Давида Бурлюка за пределы обычных дружеских бесед и невольно переходили на чтение своих стихов и рассуждения на темы, связанные с искусством. Своим мощным интеллектом он безусловно оказывал влияние на художественное мировоззрение его друзей. Общение было насыщено энергетикой поэзии и создавало атмосферу высокого эстетического накала. Николай Бурлюк рассказывал мне, что их часто навещал Арчил Горки и в беседке перед домом, которая сохранилась до наших дней, любил слушать отца. Они проводили долгое время в беседах об искусстве. Можно предположить, что Давид Бурлюк повлиял на его мировоззрение и поддерживал революционные устремления Арчила Горки, который в то время не мог даже подумать, что наши современники отнесут его вместе с Де Кунингом к основателям нового движения — абстрактного экспрессионизма и его работы будут украшать залы нью-йоркского Музея современного искусства и других самых известных музеев мира.
Конечно, нельзя утверждать, что именно поэзия Бурлюка явилась элементом генерирования у Арчила Горки, особого, найденного в дебрях своего воображения, непохожего ни на какой другой своего абстрактного экспрессионистского стиля. Вместе с тем имеется много ярких примеров влияния поэзии на творчество живописцев».
(Евдаев Н. Давид Бурлюк в Америке, 2008)